Информационная безопасность
Методические
рекомендации по информационной безопасности
Сегодня, благодаря доступности мобильных
устройств и интернета, информационно-коммуникационные технологии прочно вошли
во все сферы жизни современного человека. Для детей и молодежи
«серфинг» во всемирной паутине стал неотъемлемой частью времяпрепровождения. В
связи с этим актуальными вопросами была и остается информационная безопасность,
медиаграмотность.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Федеральный закон от 29.12.2012 № 436-ФЗ
«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» открыть
Федеральный закон от 28.07.2012 N
139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные
законодательные акты Российской Федерации» открыть
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» открыть
Федеральный закон от
27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» открыть
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №
114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» открыть
Указ Президента Российской Федерации от
01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на
2012–2017 годы» открыть
ИНТЕРНЕТ-УГРОЗЫ
1. Угроза заражения вредоносным
программным обеспечением. Самые распространённые пути: через электронную
почту, внешние накопители информации или путем скачивания файлов из
интернета.
3. Контакты со злоумышленниками.
4. Неконтролируемые покупки.
5. Формирование зависимости от компьютера,
агрессивного поведения.
• Административные (нормативно-правовые)
меры обеспечивает государство посредством создания/изменения законопроектов.
• Воспитание и обучение пользователей
эффективной работе с информацией.
• Обучение ребенка работе в сети Интернет
родителями и педагогами.
• Использование современных
технологических решений в области повышения эффективности использования
Интернет (использование специального программного обеспечения,
контент-фильтра).
Контент-фильтр – это программное
обеспечение, предназначенное для управления доступностью содержимого читателям,
в частности для фильтрации доступных через Интернет или электронную почту
ресурсов [14].
Ограничения могут устанавливаться на
разных уровнях: государственная программа для блокировки во всей стране,
блокировка интернет-провайдерами для пользователей, блокировка работодателями
для работников, школы для учеников и студентов, библиотеки для её
пользователей, родителей для детей, или просто самофильтрация человека для
себя.
В муниципальных библиотеках города
Краснодара используется фильтр ChildWebGuardian PRO. Эта программа проверяет
содержимое каждой веб-страницы, которую просматривает ребенок и, если будет
обнаружено какое-либо непристойное содержимое (порнография, насилие,
ругательства, экстремистские материалы), то ChildWebGuardian PRO заблокирует
доступ к этому сайту. Программа также автоматически подсчитывает время,
проведенное ребенком за компьютером и выключает компьютер при превышении
допустимого лимита. Администратор (библиотекари, родители, пользователи) может
установить расписание для использования компьютера, в том числе для
каждого ребенка в отдельности, например: «можно только после 16:00», «по
выходным можно с 11:00 до 20:00, но не больше 3 часов в день», «не более 15
часов в неделю», «не более 1 часа за раз, с перерывом 2 часа» и т.п. При
превышении допустимого времени, компьютер автоматически отключается [1].
Среди других программ: «родительский контроль» в настройках работы антивирусов, FinFisher, Green Dam Youth Escort, K9 Web Protection , KinderGate, Microsoft Family Safety, Microsoft Forefront Threat Management Gateway, Net Nanny, Naomi Internet Filter, Netspark LTD, Интернет Цензор и другие
РЕСУРСЫ ДЛЯ РАБОТЫ БИБЛИОТЕК ПО НАПРАВЛЕНИЮ «БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ»
Проект «Разбираем Интернет» http://www.razbiraeminternet.ru/ посвящен
тому, как получить доступ к знаниям, находить нужную информацию, критически
оценивать контент, создавать собственные интернет-проекты, общаться, соблюдая
правила безопасности. На сайте также можно пройти тест на знание правил
поведения в сети и получить сертификат за его успешное прохождение[12].
Линия помощи «Дети онлайн» http://detionline.com/helpline/about
- бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн консультирования
для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и
мобильной связи. На Линии помощи профессиональную психологическую и
информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени
М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет[6].
Общероссийский сайт «Помощь рядом» http://pomoschryadom.ru предназначен
для детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет. Основная его цель – помочь
несовершеннолетним в сложных вопросах, с которыми они могут столкнуться в своей
жизни, путем предоставления безопасной информации и бесплатной психологической
онлайн помощи, в том числе по вопросам, возникающим при использовании сети
интернет [8].
Онлайн-игра «Прогулка через
Дикий Интернет Лес» посвящена вопросам обеспечения безопасности в Интернете:
http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru.
Педагогическим работникам:
Материалы к урокам безопасного интернета: http://ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/parents-and-teachers-detail.php?ID=3652.
«Основы безопасности детей и молодежи в
Интернете» http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm
- интерактивный курс по Интернет-безопасности.
ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ
РОДИТЕЛЕЙ ПО БЕЗОПАСНОМУ ИНТЕРНЕТУ
НЕЛЬЗЯ
Сообщать свою частную информацию
посторонним лицам (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы,
фотографии себя, друзей, родителей).
Менять настройки антивируса и открывать
сайты, которые заблокированы.
Сохранять и открывать подозрительные файлы,
в том числе отправленные через электронную почту.
Рассылать спам, «информационную грязь»,
«письма счастья».
Грубить, придираться, оказывать давление,
вести себя невежливо и агрессивно, заниматься «троллингом», это может нанести
вред тебе или твоим близким.
Не проверив сайт, отправлять деньги,
расплачиваясь за покупки.
Встречаться с Интернет-знакомыми в реальной
жизни (особенно детям): за псевдонимом в интернете может скрываться
злоумышленник.
ОСТОРОЖНО
Читаешь о себе неправду в Интернете —
сообщи об этом своим родителям (опекунам). Приглашают переписываться,
играть, обмениваться – проверь, нет ли подвоха или посоветуйся со
старшими.
Незаконное копирование файлов в Интернете
запрещено (пользуйся ссылками).
Открыл что-то угрожающее — не бойся
позвать на помощь.
МОЖНО
Ответственно относиться к логину и паролю.
Использовать «ник» (выдуманное имя) в переписке
и переговорах.
Уважать другого пользователя.
Получив оскорбительное сообщение,
прекратить общение.
При копировании информации из Интернета,
делать ссылку на него.
Познакомился в сети и хочешь встретиться –
посоветуйся со взрослым, которому доверяешь.
Открывай только те ссылки, в которых
уверен.
Интернетом лучше всего пользоваться, когда
поблизости есть кто-то из родителей или тех, кто хорошо знает, что такое Интернет,
и как себя вести в сети.
Компьютер в библиотеке предназначен для
образовательных программ и игр, помощи в учебе и чтения интересных
книг.
БЕЗОПАСНАЯ РАБОТА ЗА
КОМПЬЮТЕРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Требования к организации работы на
компьютерах детей различных возрастных групп, к рабочему месту пользователя, к
гигиеническим условиям в помещениях изложены в СанПиНе «Гигиенические
требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации
работы» (СанПиН 2.2.2./2/4/1340-03):
Детям до 3 лет не следует разрешать
пользоваться компьютерами, это для них слишком высокая эмоциональная и
зрительная нагрузка.
Дети 3-7 лет должны находиться у экрана не
более 15 минут в день. При этом компьютерные игровые занятия рекомендуется
проводить не чаще двух раз в неделю и обязательно завершать их гимнастикой для
глаз [10].
Нормы времени нахождения детей за
компьютером [5]:
• Первоклассники – 10 минут.
• Ученики 2-5-х классов – 15 минут;
• 6–7-го – 20 минут;
• 8–9-го – 25 минут;
• 10–11-го в течение дня разрешается
сидеть за компьютером не больше полутора часов.
После 15-20 минут работы за компьютером
ребенок должен делать специальную зарядку для глаз.
Рекомендуемые сайты в сети «Интернет» для использования в процессе обучения основам информационной безопасности
10. https://edu.gov.ru;