Проектно-исследовательская деятельность 9 классы 2024-2025 учебный год

Краснодарский край, Абинский район, поселок Ахтырский
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 имени В.С.Носенко
муниципального образования Абинский район
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета протокол №1
от 31 августа 2023 года
Председатель педсовета
_____________
Чалая И.Я.
подпись руководителя ОУ

Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Проектная и исследовательная деятельность»
(указать предмет, курс, модуль)

Уровень образования (класс) 9 класс основное общее образование
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов
Учитель

17

Шумейко Ирина Владимировна

Программа разработана на основании Примерной основной образовательной
программы
курса
внеурочной
деятельности
«Проектноисследовательская
деятельность» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе
примерной основной образовательной программы основного общего образования
(сайт www.fgosreestr.ru), с учетом примерной программы воспитания (сайт
www.fgosreestr.ru), в соответствии с письмом министерства образования, науки и
молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 «О
составлении рабочих про- грамм учебных предметов и календарно-тематического
планирования». Рабочая программа предназначена для обучающихся 9 классов и
рассчитана на 17 часов. Курс реализуется в обще интеллектуальном направлении
внеурочной деятельности.
В соответствии с ФГОС основного общего образования

Рабочая программа «Проектная деятельность» 9 класс
Пояснительная записка.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (стандарты
второго поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной
деятельности старшеклассников и предназначена для реализации
проектноисследовательской деятельности учащихся (индивидуальный проект).
Курс направлен на формирование способности обучающихся к саморазвитию, повышению
уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к
знаниям.
Цель программы: создание условий, способствующих развитию исследовательских
умений; приобретение знаний о способах обработки и нахождения информации.
Задачи:
 развивать творческую исследовательскую активность;






способствовать формированию у учащихся способности к организации
исследовательской деятельности;
стимулировать интерес к познанию и самостоятельной работе;
способствовать формированию коммуникативной компетентности в
сотрудничестве, развивать умения самостоятельно и совместно принимать решения
(умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по
совместной деятельности);
способствовать формированию позитивной самооценки и взаимоуважения,
социально адекватных способов поведения.
1. Общая характеристика курса

В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность,
которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал
свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы,
технологии работы с одаренными детьми.
Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности,
в том числе и проектная, связаны с удовлетворением исключительно важных для детей
познавательных, социальных и духовных потребностей.
3. Ценностные ориентиры содержания курса
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена на
повышение компетенций обучающихся в определѐнных предметных областях и развитие
творческих способностей ребѐнка.
В рамках данной программы обеспечено сочетание различных видов познавательной
деятельности, где востребованы практически любые способности учащегося, реализованы
личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые
возможности для создания интереса как к индивидуальному творчеству, так и к
коллективному.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный
информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся
широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного
отношения к процессу познания. Организация научно-исследовательской деятельности
старшеклассников в течение всего учебного года в школе обусловлена и объективным

фактором: в настоящее время наука все в большей мере становится непосредственной
производительной силой не только в сфере идей. Современный учащийся как творческая,
социально активная личность нового типа может формироваться только в процессе
исследовательской, поисковой работы, которая органически сочетается с учебной
деятельностью.
Научно-исследовательская деятельность школьников позволяет перейти от школы памяти к
школе мышления как необходимого условия развития таких проявлений деятельности, как
творчество, воображение и фантазия, что позволяет расширить кругозор учащихся и
развивать их интерес к научно-исследовательской работе, формировать креативные
способности, интеллектуальные умения и навыки.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения
факультативного курса.
Личностные результаты:
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
 формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения
к собственным поступкам; сформированность ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду;





уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоенность социальных норм, правил поведения в школе, на уроке;
развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:
 умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной
деятельности;
 умение планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;


умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата;



владение основами самоконтроля, самооценки;



смысловое чтение
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;



умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение
устной и письменной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
 воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое
мнение, участвовать в обсуждении прочитанного;
 овладение отдельными навыками смыслового чтения текста, формирование умений
воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в
литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления;
 осознание значимости чтения и изучения литературы; формирование потребности
в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;


восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа
и человечества.
Способы проверки результатов освоения программы.


В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть
организованы следующие мероприятия:
 выставки творческих работ учащихся;
 конференции по защите исследовательских проектов и научно-исследовательских
работ.
5. Содержание программы:
Введение. Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность. Образование
как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.
Реферат как научная работа. Реферирование. Реферат, его виды: библиографические
рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие,
специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые
слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура
учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата,
актуальность темы. Проблема, предмет и объект.
Практическая работа № 1. Формулирование темы реферата, определение актуальности
темы, проблемы
Способы получения и переработки информации (2 ч). Виды источников информации.
Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды
аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические.
Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы,
виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила
конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила
оформления цитат. Рецензия, отзыв.
Практическая работа № 2. Использование каталогов и поисковых программ.
Проект. Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное
обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский,
информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов.
Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация
проекта. Практическая работа № 3 . Работа над проектом.
Исследовательская работа. Структура исследовательской работы, критерии оценки.
Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор
темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и
обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу);
формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое
задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать
объект и предмет исследования). Работа над основной частью исследования: составление
индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического
материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение,
сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и
на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и
дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от
абстрактного к конкретному и др.). Результаты исследовательской работы: таблицы,
иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв.
Рецензия.
Практическая работа № 4. Работа над введением научного исследования.
Практическая работа № 5. Работа над основной частью исследования. Создание
компьютерной презентации.
Публичное выступление
Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и
личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным
смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как

заканчивать выступление.
Практическая работа №6. Публичное выступление.
В ходе освоения программы «Проектная деятельность» целенаправленно формируются универсальные
учебные действия (УУД):
проектировочные
исследовательские
Осмысливание задачи,
Выдвижение
планирование этапов
редположения,
предстоящей
установлени причинно –
деятельности,
следственных связей,
прогнозирование
поиск нескольких
последствий деятельности вариантов решения
проблемы

информационные
кооперативные
Самостоятельный поиск
Взаимодействие с
необходимой информации участниками проекта,
(в энциклопедиях, по
оказани
библиотечным каталогам, в взаимопомощи в
Интернете), поиск
группе в решении
недостающей информации у общих задач, поиск
компромиссного
взрослых (учителя,
решения
руководителя проекта,
специалиста),
структурирование и
нформации, выделение
главного
коммуникативные
экспериментальные
рефлексивные
презентационные
Формирование умения
Организация своего
Осмысливание собственной Построение устного
слушать и понимать
рабочего места, подбор
действительности (еѐ хода сообщения о
других, вступать в диалог, необходимого
и промежуточных
проделанной работе,
задавать вопросы,
оборудования, подбор и
результатов), осуществление выбор различных
участвовать в дискуссии, приготовление материалов, самооценки.
средств наглядности
Примерная
рабочая
программа
по
выражать себя.
проведение собственного
при выступлении,
эксперимента, наблюдение родному языку (русскому) на
навыки
уровне основного общего
за ходом эксперимента,
монологической речи,
образования подготовлена на
измерение параметров,
ответы на
основе Федерального
осмысление полученных государственного
незапланированные
образовательного стандарта
результатов.
вопросы.
основного общего образования
(Приказ Минпросвещения России
от 31.05.2021 г. № 287,
зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации
05.07.2021 г., № 64101) (далее —
ФГОС ООО

Согласовано
Протокол заседания методического объединения
учителей начальных классов, ОБЖ, физкультуры и
эстетического цикла 31.08.2023 года № 1
Руководитель МО _________________

Согласовано
________________________________
_____________
___________________
31.08.2023 года

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________________
«31» августа 2023 года

Краснодарский край, Абинский район, поселок Ахтырский
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 имени В.С.Носенко
муниципального образования Абинский район
(полное наименование образовательного учреждения)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

«Проектная и исследовательная деятельность»
(указать предмет, курс, модуль)

Класс

9

Учитель

Шумейко Ирина Владимировна

Количество часов: всего 17 часов; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы Шумейко И В, утверждѐнной
протоколом педагогического совета № 1 от 31.08.2023 года
Примерной основной образовательной программы курса внеурочной деятельности
«Проектная и исследовательная деятельность» разработана в соответствии с требованиями
ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной
программы
основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом примерной
программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru), в соответствии с письмом
министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от
13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих про- грамм учебных
предметов и календарно-тематического планирования». Рабочая программа
предназначена для обучающихся 9 классов и рассчитана на 34 часов. Курс
реализуется в обще интеллектуальном направлении внеурочной деятельности.
В соответствии с ФГОС основного общего образования

1

2

3

4

5

6

7

8

Введение
Образование как ценность. Роль
науки в развитии общества.
Особенности научного познания.
Реферат как научная работа
Структура учебного реферата.
Этапы работы. Критерии оценки.
Тема, цель, задачи реферата,
актуальность темы. Проблема,
предмет и объект.
Способы получения и
переработки информации
Виды источников информации.
Использование каталогов и
поисковых программ. Рецензия,
отзыв.
Проект
Особенности и структура
проекта.
Критерии оценки.
Этапы работы над
проектом
Виды проектов
Включение в проектную
деятельность в группе или
индивидуально.
Составление плана работы. Сбор
материалов, информации.
Выбор формы реализации
проекта. Самооценка своей
деятельности
Оформление проекта в
выбранной форме
Защита проекта в
индивидуальной или коллективной
форме
Формы продуктов проектной
деятельности и презентация
проекта
Исследовательская работа

9б
план факт

Основные виды
учебной
деятельности
(УУД)

Основные виды
воспитательной
деятельности.

Содержание
(разделы, темы.)

Оборудование

№

Колличество
часов.

Дата

1
1

05.09а
1.09б,в

1
1

12.09
8.09

1
1

19.09
15.09

5
1

26.09
22.09

1

3.10
29.09

1

10.10
6.10

1

17.10
13.10

1

24.10
20.10

6

1-10

Осмысливание
задачи,
планирование
этапов
предстоящей
деятельности,
прогнозирование
последствий
деятельности
Выдвижение
редположения,
установлени
причинно –
следственных
связей, поиск
нескольких
вариантов решения
проблемы
Самостоятельный
поиск необходимой
информации (в
энциклопедиях, по
библиотечным
каталогам, в
нтернете), поиск
недостающей
информации у
взрослых (учителя,
руководителя
проекта,
специалиста),
структурирование
и нформации,
выделение
главного
Взаимодействие с
участниками
проекта, оказани

1-4

Структура, этапы
исследовательской работы.
Работа над введением научного
исследования: выбор темы,
обоснование ее актуальности.
10 Работа над введением научного
исследования: выбор темы,
обоснование ее актуальности
Методы исследовани

1

Работа с научными источниками
литературы..
Формирование культуры
научного исследования
12 Результаты исследовательской
работы: таблицы, иллюстрации;
анализ, выводы, заключение.
Результаты исследовательской
работы: таблицы, иллюстрации;
анализ, выводы, заключение.
13 Обсуждение основных
требований к оформлению
исследовательских работ.
Тезисы и компьютерная
презентация
14 Отзыв. Рецензия
Структура, этапы
исследовательской работы.
Публичное выступление

1

9

11

Публичное
выступление
на
трибуне и личность
Культура
выступления.
16
Ораторское искусство. Подготовка
и презентация
защитной речи.
Защита исследовательских работ
17 Защита исследовательских работ
Подведение итогов школьной
научно-практической
конференции. Анализ
результатов
15

Итого 17

7.11
27.10

1

14.11
10.11
21.11
17.11

1

28.11
24.11

1

5.12
1.12

1

12.12
8.12

3
1
1

1

19.12
15.12
26.12
22.10

29.12
29.12

взаимопомощи в
группе в решении
общих задач, поиск
компромиссного
решения
Формирование
умения слушать и
понимать других,
вступать в диалог,
задавать вопросы,
участвовать в
дискуссии,
выражать себя.
Организация
своего рабочего
места, подбор
необходимого
оборудования,
подбор и
приготовление
материалов,
проведение
собственного
эксперимента,
наблюдение за
ходом
эксперимента,
измерение
параметров,
осмысление
полученных
результатов.
Осмысливание
собственной
действительности
(еѐ хода и
промежуточных
результатов),
осуществление
самооценки.
Построение
устного сообщения
о проделанной
работе, выбор
различных средств
наглядности при
выступлении,
навыки
монологической
речи, ответы на
незапланированные
вопросы

Согласовано
Протокол заседания методического объединения
учителей начальных классов, ОБЖ, физкультуры и
эстетического цикла 31.08.2023 года № 1
Руководитель МО _________________

Согласовано
________________________________
_____________
___________________
31.08.2023 года

Материально-техническое оснащение (оборудование)*
1. Голуб Т.Е., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника/ Под ред.
проф. Е.Я. Когана. – М.: Издательский дом «Фѐдоров», 2006
2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников:
Методический конструктор. – М.: «Просвещение», 2010
3. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения. – Директор
школы № 6, 1995 г.
4. Чернобай Е.В. Технология урока в современной информационной образовательной
среде. – М.: Просвещение, 2012.
5. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном
учреждении. – Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2007
6. Щербатых Н.И., Данилова М.В. Проектная деятельность. (мастеркласс) http://festival.1september.ru/articles/517978/
7. Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения.
М., Просвещение, 2012 г.
8. ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».
9. Доска магнитно-маркерная или меловая Проектор мультимедийный с креплением
10. Компьютер (ноутбук) педагога Интерактивная доска (при наличии в ОО
**Основные направления воспитательной деятельности
1. Патриотическое воспитание.
2. Эстетическое воспитание
3. Ценности научного познания.
4. Экологическое воспитание.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».