Краснодарский край, Абинский район, поселок Ахтырский муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 имени В.С.Носенко муниципального образования Абинский район УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ №10. _________________И.Я.Чалая 31 августа 2023 года Рабочая программа по Основам налоговой грамотности Уровень образования (класс) среднее (полное) общее образование 10-11 класс (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов) Количество часов 68 Учитель Нейч Светлана Николаевна 2 Пояснительная записка Программа по внеурочной деятельности курса «Основы налоговой грамотности» для учащихся 10 разработана для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий школьников на экономическом содержании образования при введении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) и рассчитана на 34часа 1 ч. в неделю. Программа по внеурочной деятельности курса «Основы финансовой грамотности» разработана соответствии: - с нормативными правовыми актами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании); 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. приказа от 29.06.2017 № 613) (далее – ФГОС СОО); - Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»; - Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации, - Проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», - учебно-методической документацией: 1. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з) (далее – ПООП СОО); 2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08. 2017г. №091672 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»); 3. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 г. №03-ПГ-МП42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности» Для реализации рабочей программы используется учебное пособие: Чтобы Россия была сильна- плати налоги сполна! Основы налоговой грамотности: учебное пособие/ В.Ю.Антонюк,М.В.Луговская,О.В.Майстренко; под общей редакцией Р.Б.Наздрачѐва.- Симферополь,2020. Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников, на основе построения прямой связи между получаемыми 3 знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации. На настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Отличительной особенностью программы данного элективного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения. Главная задача преподавания экономики на современном этапе – целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата. Это определило цели данного курса: - формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения; -создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций; - формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости. Задачи: - изучение нормативных и методических документов Минобрнауки по повышению уровня финансовой и налоговой грамотности и финансово-экономического образования учащихся; - освоение системы знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами; - овладение умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; - формирование опыта применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами; - воспитание ответственности за экономические решения. Методы и формы обучения Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная, исследовательская деятельность, игровая технология. На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи (продуктивная деятельность). Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы: Использование технических средств обучения, ресурсов интернета. Работа с источниками экономической информации. Интерактивные технологии. Индивидуальная работа. Список используемой литературы: 1.Алмосов А. П. Как сохранить, чтобы не потерять / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. 4 2. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы. общеобразоват. орг.// Ю.В. Брехова, Д. Ю. Завьялов, А. П. Алмосов- 5изд.- М.: Вита-Пресс, 2020г. 3.Н.И. Берзон Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 10-11классы М.: Вита-Пресс, 2011 г. 4.А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012 г. 5.Н. Розанова Банк: от клиента до президента: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов М.: Вита-Пресс, 2008 г. 1. 2. 3. 4. Интернет-ресурсы для ученика и учителя: Министерство финансов РФ www.minfin.ru/ru Пенсионный фонд РФ www.pfrf.ru Роспотребнадзор www.rospotrebnadzor.ru Федеральная налоговая служба www.nalog.ru ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностными результатами изучения курса являются: • сформированность субъектной позиции учащегося как способности самостоятельно решать практические задачи в сфере финансов и ответственно относиться к принимаемым на себя долговым обязательствам; • сформированность мировоззрения, соответствующего современным представлениям в сфере финансов; • понимание прав и обязанностей в сфере налогов и возможностей их практического воплощения, а также наличия риска в осуществлении операций с различными финансовыми инструментами. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные: • владение умением решать практические финансовые задачи: - анализировать практическую задачу в сфере финансов; - ставить цели финансовой деятельности; - планировать достижение целей, направленных на решение финансовой задачи; - оценивать альтернативы решения практической финансовой задачи и делать оптимальный выбор; • владение коммуникативными компетенциями: - вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; - анализировать и интерпретировать налоговую информацию из различных источников; • владение умением выступать в различных финансово-экономических ролях (покупателя безналичным и наличным способом, заѐмщика и кредитора, вкладчика, участника фондового рынка, налогоплательщика, потребителя страховых услуг и др.); • владение умением осуществлять рефлексию своей учебной и практической деятельности. • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: • понимание цели своих действий; • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. 5 Коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • готовность слушать собеседника и вести диалог; • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; • определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса являются: • владение базовыми понятиями финансовой сферы (банк, депозит, кредит, портфель инвестиций, страхование, страховой случай, фондовый рынок, ценные бумаги, налоги, налоговый вычет, пенсия, пенсионные накопления, бизнес, стартап, финансовый риск, финансовое мошенничество); владение знаниями (правил поведения) в определѐнных финансовых институтах (банк, фондовый рынок, пенсионный фонд, налоговая служба, страховая компания и др.). • развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки финансовых ситуаций; определение элементарных проблем в области налогооблажения и нахождение путей их решения; • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Введение- 1час Модуль1 Исторические предпосылки возникновения и вехи развития налогооблажения в России -3 часа Что такое налоги и как они появились? История налогооблажения в России от Древней Руси до современной России- характерные черты. Основные этапы становления налоговой системы современной России Модуль 2 Современная налоговая система РФ -9часов Налоговый кодекс РФ. Структура налоговой системы РФ. Назначение и структура налоговых органов РФ. Действующие налоги и сборы в налоговой системе РФ. Основы налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет. Модуль 3 Налогооблажение организаций и индивидуальных предпринимателей4 часа Какие налоги платят юридические лица? Какие налоги платят индивидуальные предприниматели? Структура налоговой декларации- кто подаѐт, что включает. ИНН- порядок присвоения Модуль 4 Налогооблажение граждан – 7 часов Какие налоги платят физические лица? Основы налогообложения граждан. Что такое «белая зарплата»? Что такое НДФЛ и НДС. Расчет налогового вычета по НДФЛ и НДС. Возврат налога по социальным и имущественным налоговым вычетам. Модуль 5 Электронные услуги и сервисы для налогоплательщиков ФНС России развивает электронные сервисы – структура, знакомство с сайтами Личный кабинет налогоплательщика. Порядок пользования сервисами ФНС России. 6 Итоговое повторение- 2часа ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № раздела и тем Наименование разделов и тем Количество часов Введение. Актуальность и целесообразность курса «Основы налоговой грамотности» 1час Модуль 1 Исторические предпосылки возникновения и вехи развития налогооблажения в России 3часа Модуль 2 Современная налоговая система РФ 9часов Модуль 3 Налогооблажение организаций и индивидуальных предпринимателей 4часа Модуль 4 Налогооблажение граждан 7часов Модуль 5 Электронные услуги и сервисы для налогоплательщиков 8часов Итоговое повторение 2часа Итого 34часа 7 СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _________ Редька Н.В. «30» августа 2023 года Краснодарский край, Абинский район, посѐлок Ахтырский (территориальный, административный округ (город, район, поселок) муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 имени В.С. Носенко муниципального образования Абинский район (полное наименование образовательного учреждения) КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по ______Основам налоговой грамотности (указать предмет, курс, модуль) Класс 10 Учитель __________ Нейч Светлана Николаевна Количество часов: всего ___34_______ часов; в неделю ______1_____ часа; 8 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (10 класс) № п/п план Дата проведения факт план факт Название раздела, тема урока Введение. Актуальность и целесообразность курса «Основы налоговой грамотности» Модуль 1 Исторические предпосылки возникновения и вехи развития налогооблажения в России 2 11.09. Что такое налоги и как они появились? 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 06.09. История налогооблажения на Руси Становление налоговой системы современной России Модуль 2 Современная налоговая система РФ 02.10. Налоговый кодекс РФ. Структура налоговой системы РФ. 09.10. Назначение и структура налоговых органов РФ. 16.10. Функции и задачи налоговых органов РФ. 23.10. Действующие налоги и сборы в налоговой системе РФ. Контрольная работа 30.10 Налоговый вычет. Местные налоги 13.11. Налоговые льготы в РФ. 20.11. Практикум. Расчет налогового вычета по НДФЛ и НДС. 27.11. Обязанность и ответственность налогоплательщиков. 04.12. Экскурсия в налоговую инспекцию. Модуль 3 Налогооблажение организаций и индивидуальных предпринимателей 11.12. Какие налоги платят юридические лица? 18.12. Какие налоги платят индивидуальные предприниматели? 25.12. Налоговая декларация: кто подает, что включает. Что означает ИНН? 15.01. Практикум. Заполнение налоговой декларации Модуль 4 Налогооблажение граждан 22.01. Какие налоги платят физические лица? 29.01. Основы налогообложения граждан 05.02. Что такое «белая зарплата»? 12.02. НДФЛ- основа доходов местного бюджета 19.02. Практикум. Расчет налогового вычета по НДФЛ 26.02. Возврат налога по социальным и 18.09. 25.09. Количество часов 1 3 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 9 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 имущественным налоговым вычетам. 05.03. Деловая игра « Налоговый инспектор» Модуль 5 Электронные услуги и сервисы для налогоплательщиков 12.03. ФНС России развивает электронные сервисы 19.03. IT- технологии в деятельности ФНС России 02.04. Сервис « Онлайн- запись на приѐм в инспекцию»- система пользования 09.04. Сервис « Создай свой бизнес» 16.04. Сервис «Проверь себя и контрагента» 23.04. Сервис «Узнай свою задолженность» 30.04. Личный кабинет налогоплательщика. 07.05. Практикум. Работа с электронными сервисами ФНС ФНС России Итоговое повторение 14.05. Квест – игра «Налоговый калейдоскоп» 21.05. Итоговое повторение 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1