Рабочая программа внеурочной деятельности Шахматы 1-4 классы 2024-2025 учебный год

Краснодарский край, Абинский район, посѐлок Ахтырский
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 имени В.С. Носенко
муниципального образования Абинский район
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30.08.2024 года протокол № 1
Председатель педсовета
___________
И.Я.Чалая
подпись руководителя ОУ

Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружок

«ШАХМАТЫ»

(указать предмет, курс, модуль)

Уровень образования (класс) 1-4 класс, основное начальное образование_
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов _135__
Учитель ___ Вишневская Марина Владимировна ________
Программа разработана на основе программы «Шахматы - школе» под
редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС
начального общего образования .
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Рабочая программа курса «Шахматы» предназначена для обучающихся начальной школы
и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в
соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования .
Шахматы в начальной школе открывают широкие возможности и для кружковой
работы, поднимают ее на новый качественный уровень, положительно влияют на
совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как
восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого
управления поведением.
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся,
формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством
обучения игре в шахматы.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся
(коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического
мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические
операции).
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Шахматы» изучается с 1
по 4 класс по 1 часу в неделю. Общий объѐм учебного времени составляет 135 часов (1
час в неделю: 33 часа в год в 1 классе и по 34 часа в год со 2 по 4 классы).
Результаты образовательной деятельности:
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребѐнка, развитие
коммуникативных способностей, инициативности, самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые
упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную
партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение
применять их на практике.
Особенности содержания программы:
Образовательная программа «Шахматы» разработана на основе авторской программы
И.Г.Сухина «Шахматы - школе» и модифицирует данную программу, рекомендованную
Министерством образования Российской Федерации и опубликованную в "Программах
общеобразовательных учреждений для начальных классов (1 - 4) в двух частях. Часть
вторая". - М.: Просвещение, 2002, 3-е издание, с. 370 - 392.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги
в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры,
шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания,
разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на
отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода
игры.
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются
в ходе обучения курса «Шахматы» в единстве учебной и воспитательной деятельности
организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализации
обучающихся.
Личностные результаты освоения курса «Шахматы» в школе должны отражать
готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального
опыта деятельности на их основе.

Патриотическое воспитание:
— ценностное отношение к отечественному спортивному, культурному, историческому и
научному наследию, понимание значения физической культуры в жизни современного
общества, способность владеть достоверной информацией о спортивных достижениях
сборных команд по данному виду спорта на международной спортивной арене, основных
мировых и отечественных тенденциях развития физической культуры для блага человека,
заинтересованность в научных знаниях о человеке.
Гражданское воспитание:
— представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении
учебных, познавательных задач, создание учебных проектов, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность
оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и
правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков; оказание посильной помощи и
моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное
и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения.
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья.
-осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на
здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек,
необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни. Осознание
ценности своего здоровья для себя, общества, государства; установка на здоровый образ
жизни, необходимость соблюдения правил безопасности при занятиях шахматами.
Ценности научного познания:
— знание истории развития представлений о физическом развитии и воспитании человека
в европейской и российской культурно-педагогической традиции;
— познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по физической
культуре, необходимых для формирования здоровья и здоровых привычек, физического
развития и физического совершенствования;
— познавательная и информационная культура, в том числе навыки самостоятельной
работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими
средствами информационных технологий;
— интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к
самообразованию,
исследовательской
деятельности,
к
осознанному
выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем.
Экологическое воспитание:
— экологически целесообразное отношение к природе, внимательное отношение к
человеку, его потребностям в жизнеобеспечивающих двигательных действиях;
ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью,
осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих
здоровью и жизни людей;
— экологическое мышление, умение руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике.
Методика, программы и пособия сориентированы и на учителей начальных классов,
которые в состоянии освоить изначально и преподавать малышам основы этой мудрой
игры.
Предлагаемый курс разработан с учетом мирового опыта преподавания шахмат в школе и
опирается на ряд нестандартных авторских наработок. В их числе:
детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
выявление базисной игры первого этапа обучения: фигура против фигуры;
использование игры на фрагментах шахматной доски (3х3, 2х2 и т.п.);
инсценирование на уроках оригинальных дидактических сказок;
применение на уроках нестандартных заданий и игр;

преимущественное использование в учебном процессе положений с ограниченным
количеством шахматных фигур;
разработка конкретных блоков игровых позиций для каждой дидактической игры;
постепенный подвод детей к краеугольному шахматному термину «мат»;
разработка дидактических игр и игровых положений для создания компьютерной
обучающей шахматной программы;
установление рациональных соотношений в применении на уроках шахматных
диафильмов, викторин, дидактических заданий и сказок.
II. Содержание учебного предмета, курса.
Тематика курса «Шахматы, первый год».
I. Шахматная доска.
Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля.
Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали. Диагонали. Центр шахматной
доски.
Дидактические игры и игровые задания.
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий
шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.)
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.
II. Шахматные фигуры.
Шахматные фигуры. Белые и черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур.
Дидактические игры и игровые задания.
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные
фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.
«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это
за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все
шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой
фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая
фигура загадана.
«Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг
на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).
«Большая и маленькая». Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному
выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры
расставлены по росту.
«Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура
сильнее? На сколько очков?».
«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят
расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях
учителя и ученика были равны.
III. Начальная расстановка фигур.
Начальная позиция. Расстановка фигур перед шахматной партией.
Дидактические игры и игровые задания.
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно
расставляют начальную позицию.
«Да или нет?». Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти
фигуры рядом в начальном положении.
«Не зевай!». Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например:
«Ладья стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то
мяч следует поймать.
IV. Ходы и взятие фигур. (основная тема учебного курса)

Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Слон. Место слона в
начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны.
Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Ладья против
слона. Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие. Ферзь – тяжелая
фигура. Ферзь против ладьи и слона. Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня.
Взятие. Конь – легкая фигура. Конь против ферзя, ладьи, слона. Пешка. Место пешек в
начальном положении. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход
пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Пешка против ферзя, ладьи, коня,
слона. Король. Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Король против
других фигур.
Дидактические игры и игровые задания.
«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат
начинают «работать» на ученика – формируется внутренний план действий, аналитикосинтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным
числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры
противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на
шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются
заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски,
не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом
черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой
маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных
фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь
определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с
целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить
фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих
сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную
фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но
так, чтобы не оказаться под боем.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить
незащищенную фигуру.
«Защита». Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
V. Цель шахматной партии.
Шах. Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
Мат. Мат – цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Мат в один ход. Ничья. Пат.
Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций. Рокировка. Длинная
и короткая рокировка. Правила рокировки.
Дидактические игры и игровые задания.
«Шах или не шах». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить:
стоит ли король под шахом или нет.
«Объяви шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: дан
ли мат черному королю.
«Мат в один ход». Требуется объявить мат неприятельскому королю в один ход.

«Рокировка». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: можно
рокировать или нет.
VI. Игра всеми фигурами из начального положения.
Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать
шахматную партию. Короткие шахматные партии.
Дидактические игры и игровые задания.
«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет
с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими
ходами подряд.
VII. Обобщение.
Повторение основных вопросов курса.
К концу первого года обучения дети должны знать:
1 класс
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие,
стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и
взятия каждой фигуры.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушения правил шахматного кодекса;
правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную
позицию;
различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
рокировать;
объявлять шах, мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
2 класс
Тематика курса «Шахматы, второй год».
I. Краткая история шахмат.
Повторение пройденного материала. Рождение шахмат. Поля. Горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение.
Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие
рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход.
Демонстрация коротких партий.
Краткая история шахмат. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и
шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Выдающиеся шахматисты нашего времени.
Шахматные правила. Этика шахматной борьбы.
II. Шахматная нотация.
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей,
шахматных фигур. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального
положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.
Дидактические игры и игровые задания.
«Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее.
Так школьники называют все вертикали. Затем задаются вопросы: «На какой вертикали в
начальной позиции стоят короли (ферзи, королевские слоны, ферзевые кони, ферзевые
ладьи и т.п.)
«Назови горизонталь». Задание подобно предыдущему, но дети называют горизонтали.
«Назови диагональ». А здесь называется диагональ (например, диагональ е1 – а5).
«Какого цвета поле?». Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет
(можно попробовать это сделать «вслепую», не глядя на доску).

«Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог просит их найти на
демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
«Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его.
Ученики отвечают по очереди, причем после каждого ответа учитель уточняет – ближе
или дальше.
«Диагональ». Дети должны назвать поля, составляющие диагональ (например, е1-h4).
III. Ценность шахматных фигур.
Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального
перевеса. Способы защиты. Игровая практика.
Дидактические игры и игровые задания.
«Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура
сильнее? На сколько очков?».
«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят
расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях
учителя и ученика были равны.
«Выигрыш материала». Учитель на демонстрационной доске расставляет положения, в
которых белые должны достичь материального перевеса.
«Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить
материальное равенство.
IV. Техника матования одинокого короля.
Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля, «линейный» мат. Ферзь и
ладья против короля. Ферзь и король против короля. Ладья и король против короля.
Решение заданий.
Дидактические игры и игровые задания.
«Шах или мат». Шах или мат черному королю?
«Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
«Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю.
«На крайнюю линию». Надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из
крайних вертикалей или горизонталей.
«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черный король отошел на угловое поле.
«Ограниченный король». Надо сделать такой ход, после которого у черного короля
останется наименьшее количество полей для отхода.
V. Достижение мата без жертвы материала.
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в
эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Защита от
мата. Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле. Учебные положения на мат в
два хода в дебюте. Решение заданий на мат в два хода.
Дидактические игры и игровые задания.
«Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
«Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
VI. Обобщение.
Повторение материала. Повторение основных вопросов курса. Игра в турнире. Турнирные
партии. Практическая игра.
К концу второго года обучения дети должны знать:
шахматные правила FIDE;
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
ценность шахматных фигур.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
правильно вести себя за доской;
записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и
ладьей.

3 класс
Тематика курса «Шахматы, третий год».
I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.
Повторение пройденного материала. Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Рокировка. Превращение
пешки. Взятие на проходе. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий.
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, диагоналей, полей.
Обозначение шахматных фигур и терминов. Краткая и полная шахматная нотация. Запись
шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля.
Три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Двух – и трехходовые
партии.
II. Основы дебюта.
Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной
из сторон. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра «на мат» с первых
ходов партии. Детский мат. Защита. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы
быстрого мата в дебюте. «Повторюшка-хрюшка» (черные копируют ходы белых).
Наказание «повторюшек». Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития
фигур. Темпы. Гамбиты. Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития
фигур. «Пешкоедство». Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями
из правила). Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский
гамбит. Ферзевый гамбит. Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля.
Рокировка. Правила рокировки. Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное
расположение. Какие бывают пешки? Связка в дебюте. Полная и неполная связка.
Классификация дебютов. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. Как изучать
дебюты. Тренировка в разыгрывании дебюта.
Дидактические задания.
«Мат в один ход». «Поставь мат в один ход нерокированному королю». «Поставь детский
мат». Белые или черные начинают и дают мат в один ход.
«Поймай ладью». «Поймай ферзя». Надо найти такой ход, после которого рано введенная
в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую
фигуру.
«Защита от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном
разделе в отличие от второго года обучения таких видов несколько).
«Выведи фигуру». Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить.
«Поставь мат «повторюшке» в один ход». Требуется поставить мат в один ход
противнику, который слепо копирует ваши ходы.
«Мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
«Выигрыш материала». «Накажи пешкоеда». Надо провести маневр, позволяющий
получить материальное преимущество.
«Можно ли побить пешку?». Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к
проигрышу материала или мату.
«Захвати центр». Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
«Можно ли сделать рокировку?». Надо определить, не нарушат ли белые правила игры,
если рокируют.
«Чем бить фигуру?». Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.
«Сдвой противнику пешки». Требуется так побить фигуру противника, чтобы у него
образовались сдвоенные пешки. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в
миттельшпиле.
III. Основы миттельшпиля.
Правила миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.
Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.
Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах. Классическое наследие.
«Бессмертная» партия. «Вечнозеленая» партия.
Дидактические задания.

«Выигрыш материала». Надо провести тактический прием и остаться с лишним
материалом.
«Мат в три хода». Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три
хода.
IV. Основы эндшпиля.
Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).
Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья
против коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование
слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи
без помощи своего короля. Правило «квадрата». Пешка против короля. Белая пешка на
седьмой и шестой горизонтали. Король помогает своей пешке. Оппозиция. Пешка против
короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой. Белая
пешка на второй, третьей и четвертой горизонтали. Ключевые поля. Удивительные
ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и
пешка против короля. Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Дидактические задания.
«Мат в два хода». Белые начинают и дают мат в два хода.
«Мат в три хода». Белые начинают и дают мат в три хода.
«Выигрыш фигуры». Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру.
«Квадрат». Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.
«Проведи пешку в ферзи». Требуется провести пешку в ферзи.
«Выигрыш или ничья?». Нужно определить, выиграно ли данное положение.
«Куда отступить королем?». Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом
отступить королем, чтобы добиться ничьей.
«Путь к ничьей». Точной игрой нужно добиться ничьей.
V. Обобщение.
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
К концу третьего года обучения дети должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу третьего года обучения дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
находить несложные тактические приемы;
точно разыгрывать простейшие окончания.
4 класс
Тематика курса «Шахматы, четвертый год».
I. Шахматная партия.
Повторение пройденного материала. Еще о трех стадиях шахматной партии. Виды
преимущества в шахматах. Шахматные часы. Рекомендации по рациональному
расходованию времени.
II. Анализ и оценка позиции.
Правила игры в миттельшпиле. Элементы оценки позиции. Практическое занятие.
Решение задач.
Дидактические игры и игровые задания.
«Самый слабый пункт». Требуется провести анализ позиции и отыскать в лагере черных
самый слабый пункт.
«Вижу цель!». Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых.
III. Шахматная комбинация.
Понятие о шахматной комбинации. Пути поиска комбинации. Матовые комбинации. Тема
отвлечения. Тема завлечения. Тема блокировки. Тема связки. Тема разрушения
королевского прикрытия. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. Тема
уничтожения защиты. Тема «рентгена». Тема «батареи». Другие темы комбинаций и
сочетание тематических приемов. Комбинации, ведущие к достижению материального

перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Тема уничтожения защиты. Тема связки.
Тема перекрытия. Тема освобождения пространства. Тема превращения пешки. Сочетание
тактических приемов. Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Патовые комбинации.
Комбинации на «вечный» шах. Типичные комбинации в дебюте (более сложные
примеры).
Дидактические игры и игровые задания.
«Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и объявить мат в два хода.
«Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.
«Выигрыш материала». Надо провести тактический прием или комбинацию и достичь
материального перевеса.
«Мат в три хода». Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три
хода.
IV. Обобщение.
Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
К концу четвертого года обучения дети должны знать:
некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).
правила игры в миттельшпиле;
основные элементы позиции.
К концу четвертого года обучения дети должны уметь:
правильно разыгрывать дебют;
грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
проводить элементарно анализ позиции;
составлять простейший план игры;
находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания;
пользоваться шахматными часами
III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимое на
усвоение каждой темы:
1 класс
№
Наименование разделов и темы:
Количество часов
Практика
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
№
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
№

Шахматная доска.
Шахматные фигуры.
Начальная расстановка фигур.
Ходы и взятие фигур.
Цель шахматной партии.
Игра всеми фигурами из начального
положения.
Обобщение
ИТОГО:
2 класс
Наименование разделов и тем
Краткая история шахмат.
Шахматная нотация.
Ценность шахматных фигур.
Техника матования одинокого короля .
Достижение безжертвы материала.
Обобщение.
ИТОГО:
3 класс
Наименование разделов и тем

4
2
1
16
6
3
1
33
Количество часов
5
7
7
5
5
5
34
Количество часов

15 – 20 минут на
каждом занятии
2
1
16
6
3
1
Практика
5
7
7
5
5
5
Практика

Шахматная партия. Три стадии шахматной
партии.
II. Основы дебюта.
III. Основы миттельшпиля.
IV. Основы эндшпиля.
V. Обобщение.
ИТОГО:
4 класс
№ Наименование разделов и тем
I.

I.
II.
III.
IV.

Шахматная партия.
Анализ и оценка позиции
Шахматная комбинация.
Обобщение.
ИТОГО:

5

5

13
5
9
2
34

13
5
9
2

Количество часов
3
4
24
3
34

Практика
3
4
24
3

Календарно-тематическое планирование программного материала.
1 год обучения (1 класс)
№ п/п
Тема занятия
Краткое содержание
УДД
занятия
Шахматная доска. 4 ч.
1
Первое знакомство с
Белые и черные поля.
знать/понимать:
шахматным королевством. Чтение-инсценировка
Шахматная доска.
дидактической сказки
шахматные термины:
«Удивительные
белое и черное поле,
приключения шахматной
горизонталь,
доски».
вертикаль, диагональ,
Чтение-инсценировка
центр, партнеры,
дидактической сказки
начальное положение,
«Котята-хвастунишки».
белые, черные, ход,
взятие, стоять под
2
Линии на шахматной
Дидактические задания и
боем, взятие на
доске. Горизонтали и
игры «Горизонталь»,
проходе, длинная и
вертикали.
«Вертикаль».
короткая рокировка,
шах, мат, пат, ничья;
3
Линии на шахматной
Чтение-инсценировка
названия шахматных
доске. Диагонали.
дидактической сказки из
фигур: ладья, слон,
книги И.Г.Сухина
ферзь, конь, пешка,
«Приключения в
шахматной стране» (с.132- король;
135).
правила хода и взятия
Дидактические задания и
каждой фигуры
игры «Диагональ».
4
Центр шахматной доски.
уметь:ориентироваться
на шахматной доске;
II. Шахматные фигуры. 2 ч.
5
Шахматные фигуры. Белые
играть каждой фигурой
и черные фигуры. Ладья,
Дидактические задания и
в отдельности и в
слон, ферзь, конь, пешка,
игры «Волшебный
совокупности с
король.
мешочек», «Угадай-ка»,
другими фигурами без
«Секретная фигура», «Что нарушений правил
общего», «Большая и
шахматного кодекса;
маленькая». Просмотр
диафильма «Приключения

6

7

8(1)

9(2)

10(3)

11(4)

12(5)

в Шахматной стране.
Первый шаг в мир
шахмат».
Сравнительная сила фигур. Дидактические задания и
Ценность шахматных
игры «Кто сильнее?»,
фигур.
«Обе армии равны».
III. Начальная расстановка фигур. 1 ч.
Начальная позиция.
Дидактические задания и
Расстановка фигур перед
игры «Мешочек», «Да или
шахматной партией.
нет», «Не зевай!».
Просмотр диафильма
«Книга шахматной
мудрости. Второй шаг в
мир шахмат».
IV. Ходы и взятие фигур. 16 ч.
Ладья. Место ладьи в
Дидактические игры и
начальном положении. Ход задания «Лабиринт»,
ладьи. Взятие.
«Перехитри часовых»,
«Один в поле воин»,
«Кратчайший путь».
Ладья. Место ладьи в
Дидактические игры
начальном положении. Ход «Захват контрольного
ладьи. Взятие.
поля», «Защита
контрольного поля»,
«Игра на уничтожение»
(ладья против ладьи, две
ладьи против двух),
«Ограничение
подвижности»
(разновидность игры на
уничтожение, но с
«заминированными»
полями).
Слон. Место слона в
Дидактические задания
начальном положении. Ход «Лабиринт», «Перехитри
слона. Взятие.
часовых», «Один в поле
воин», «Кратчайший
путь».
Слон. Белопольные и
чернопольные слоны.
Дидактические игры
Разноцветные и
«Захват контрольного
одноцветные слоны.
поля», «Защита
Качество. Легкая и тяжелая контрольного поля»,
фигура.
«Игра на уничтожение»
(слон против слона, два
слона против двух),
«Ограничение
подвижности».
Ладья против слона.
Дидактические задания
«Перехитри часовых»,
«Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры»,
«Двойной удар»,
«Взятие», «Защита».

правильно помещать
шахматную доску
между партнерами;

Уметь правильно
расставлять фигуры
перед игрой;

различать горизонталь,
вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные
задачи на мат в один
ход.

13(6)

Ферзь. Место ферзя в
начальном положении. Ход
ферзя. Взятие.

14(7)

Ферзь. Ферзь – тяжелая
фигура.

15(8)

Ферзь против ладьи и
слона.

16(9)

Конь. Место коня в
начальном положении. Ход
коня. Взятие.

17(10) Конь. Конь – легкая
фигура.

Дидактические игры
«Захват контрольного
поля», «Защита
контрольного поля»,
«Игра на уничтожение»
(ладья против слона, две
ладьи против слона, ладья
против двух слонов, две
ладьи против двух слонов,
сложные положения),
«Ограничение
подвижности».
Дидактические задания
«Лабиринт», «Перехитри
часовых», «Один в поле
воин», «Кратчайший
путь». Просмотр
диафильма «Волшебные
шахматные фигуры.
Третий шаг в мир
шахмат».
Дидактические игры
«Захват контрольного
поля», «Защита
контрольного поля»,
«Игра на уничтожение»
(ферзь против ферзя),
«Ограничение
подвижности».
Дидактические игры
«Захват контрольного
поля», «Защита
контрольного поля»,
«Игра на уничтожение»
(ферзь против ладьи,
ферзь против слона, более
сложные положения),
«Ограничение
подвижности».
Дидактические задания
«Лабиринт», «Перехитри
часовых», «Один в поле
воин», «Кратчайший
путь».
Дидактические игры
«Захват контрольного
поля», «Защита
контрольного поля»,
«Игра на уничтожение»
(конь против коня, два
коня против одного, один
конь против двух, два
коня против двух),
«Ограничение
подвижности».

18(11) Конь против ферзя, ладьи,
слона.

19(12) Пешка. Место пешек в
начальном положении.
Ладейные, коневые,
слоновые, ферзевые,
королевские пешки. Ход
пешки. Взятие
20(13) Пешка. Взятие на проходе.
Превращение пешки.

21(14) Пешка против ферзя,
ладьи, коня, слона.

22(15) Король. Место короля в
начальном положении. Ход
короля. Взятие.

Дидактические задания
«Перехитри часовых»,
«Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры»,
«Двойной удар»,
«Взятие», «Защита»,
«Выиграй фигуру».
Дидактические игры
«Захват контрольного
поля», «Защита
контрольного поля»,
«Игра на уничтожение»
(конь против ладьи, конь
против слона, конь против
ферзя, более сложные
положения),
«Ограничение
подвижности».
Дидактические задания
«Лабиринт», «Один в поле
воин».

Дидактические игры
«Игра на уничтожение»
(пешка против пешки, две
пешки против одной, одна
пешка против двух, две
пешки против двух,
многопешечные
положения),
«Ограничение
подвижности».
Дидактические задания
«Перехитри часовых»,
«Атака неприятельской
фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита»,
«Выиграй фигуру».
Дидактические игры
«Игра на уничтожение»
(пешка против ладьи,
пешка против слона,
пешка против коня, пешка
против ферзя, более
сложные положения),
«Ограничение
подвижности.
Дидактические задания
«Лабиринт», «Перехитри
часовых», «Один в поле
воин», «Кратчайший
путь». Дидактическая игра
«Игра на уничтожение»

(король против короля).
Чтение-инсценировка
сказки «Лена, Оля и БабаЯга».
23(16) Король против других
Дидактические задания
фигур.
«Перехитри часовых»,
«Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры»,
«Двойной удар».
V. Цель шахматной партии. 6 ч.
24
Шах. Шах – угроза королю. Дидактические задания
Шах ферзем, ладьей,
«Шах или не шах», «Дай
слоном, конем, пешкой.
шах», «Пять шахов»,
Защита от шаха.
«Защита от шаха».

Уметь рокировать;
объявлять шах;

25

Шах. Шах – угроза королю.
Шах ферзем, ладьей,
слоном, конем, пешкой.
Защита от шаха.

26

Мат. Мат – цель игры. Мат
ферзем, ладьей, слоном,
пешкой.

27

Мат. Мат в один ход.

28

Ничья. Пат. Отличие пата
от мата. Варианты ничьей.
Примеры патовых
ситуаций.
Рокировка. Длинная и
Дидактическое задание
короткая рокировка.
«Рокировка».
Правила рокировки.
VI. Игра всеми фигурами из начального положения. 3 ч.
Шахматная партия. Начало Дидактическая игра «Два
играть каждой фигурой
шахматной партии.
хода».
в отдельности и в
совокупности с
Шахматная партия.
Самые общие
другими фигурами без
Представления о том, как
рекомендации о
начинать шахматную
принципах разыгрывания нарушений правил
шахматного кодекса;
партию.
дебюта. Игра всеми
фигурами из начального
положения.
Шахматная партия.
Демонстрация коротких
Короткие шахматные
партий. Игра всеми
партии.
фигурами из начального
положения.
VII. Обобщение. 1 ч.
Повторение основных
Повторение материала.
использовать
вопросов курса.
приобретенные знания
и умения в
практической
деятельности и
повседневной жизни.

29

30
31

32

33

Дидактические задания
«Дай открытый шах»,
«Дай двойной шах»; игра
фигурами из начального
положения до первого
шаха.
Дидактические задания
«Мат или не мат», «Мат в
один ход».
Дидактическое задание
«Дай мат в один ход».
Дидактическое задание
«Пат или не пат», «Пат
или мат.

2 класс
№
Тема занятия

УДД

1

знать/понимать:

2

3

4

5

6

7

Краткое содержание
занятия
I. Краткая история шахмат. 5 ч.
Повторение пройденного
Игровая практика (игра
материала. Рождение
всеми фигурами из
шахмат. Поля. Горизонталь, начального положения).
вертикаль, диагональ, центр.
Ходы шахматных фигур.
Шах, мат, пат. Начальное
положение.
Повторение пройденного
Дидактические игры и
материала. Рокировка.
задания «Две фигуры
Взятие на проходе.
против целой армии»,
Превращение пешки.
«Убери лишние фигуры»,
Варианты ничьей. Самые
«Ходят только белые»,
общие рекомендации о
«Неотвратимый мат».
принципах разыгрывания
дебюта. Задания на мат в
один ход. Демонстрация
коротких партий.
Краткая история шахмат.
Просмотр диафильма
Происхождение шахмат.
«Книга шахматной
Легенды о шахматах.
мудрости. Второй шаг в
Чатуранга и шатрандж.
мир шахмат». Чемпионы
Шахматы проникают в
мира по шахматам.
Европу
Просмотр диафильма
«Анатолий Карпов –
чемпион мира».
Выдающиеся шахматисты
Биографии выдающихся
нашего времени.
шахматистов нашего
времени. Фрагменты их
партий.
Шахматные правила. Этика Правила поведения за
шахматной борьбы.
шахматной доской.
II. Шахматная нотация. 7 ч.
Шахматная нотация.
Обозначение горизонталей и
вертикалей, наименование
полей, шахматных фигур.

Шахматная нотация.
Обозначение шахматных

Дидактические задания
«Назови вертикаль»,
«Назови горизонталь»,
«Назови диагональ»,
«Какого цвета поле?»,
«Кто быстрее», «Вижу
цель», «Диагональ».
Игровая практика. На
этом занятии дети, делая
ход, проговаривают,
какая фигура с какого
поля, на какое поле идет.
Например, «Король c g7
– на f8».
Игровая практика (с
записью шахматной

шахматные термины:
белое и черное поле,
горизонталь,
вертикаль, диагональ,
центр, партнеры,
начальное положение,
белые, черные, ход,
взятие, стоять под
боем, взятие на
проходе, длинная и
короткая рокировка,
шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных
фигур: ладья, слон,
ферзь, конь, пешка,
король;
правила хода и взятия
каждой фигуры
уметь:ориентироваться
на шахматной доске;

играть каждой фигурой
в отдельности и в
совокупности с
другими фигурами без
нарушений правил
шахматного кодекса;
правильно помещать
шахматную доску
между партнерами;

8

фигур и терминов. Запись
начального положения.
Краткая и полная шахматная
нотация. Запись шахматной
партии
Шахматная нотация. Краткая
и полная шахматная нотация.

9

Шахматная нотация. Краткая
и полная шахматная нотация.

10

Шахматная нотация. Запись
шахматной партии.

11

Шахматная нотация. Запись
шахматной партии.

12

Шахматная нотация. Запись
шахматной партии.

13

14

15

16

17

18

партии или фрагмента
шахматной партии).

Игровая практика
(фрагмента шахматной
партии).
Игровая практика (с
записью шахматной
партии или фрагмента
шахматной партии).
Игровая практика (с
записью шахматной
партии или фрагмента
шахматной партии).
Игровая практика (с
записью шахматной
партии).
Игровая практика (с
записью шахматной
партии).

III. Ценность шахматных фигур. 7 ч.
Ценность шахматных фигур.
Дидактические задания
Сравнительная сила фигур.
«Кто сильнее?», «Обе
Достижение материального
армии равны».
перевеса.
Дидактическое задание
«Выигрыш материала»
(выигрыш ферзя).
Игровая практика.
Ценность шахматных фигур.
Дидактическое задание
Достижение материального
«Выигрыш материала»
перевеса.
(выигрыш коня).
Игровая практика.
Ценность шахматных фигур.
Дидактическое задание
Достижение материального
«Выигрыш материала»
перевеса.
(выигрыш слона).
Игровая практика.
Ценность шахматных фигур.
Дидактическое задание
Достижение материального
«Выигрыш материала»
перевеса.
(выигрыш ладьи).
Игровая практика.
Ценность шахматных фигур.
Дидактическое задание
Способы защиты.
«Выигрыш материала»
(выигрыш пешки).
Дидактическое задание
«Защита» (защита
атакованной фигуры
своей фигурой, уход изпод боя, уничтожение
атакующей фигуры).
Ценность шахматных фигур.
Дидактическое задание
Способы защиты.
«Защита» (перекрытие,

Уметь правильно
расставлять фигуры
перед игрой;
правила хода и взятия
каждой фигуры
уметь:ориентироваться
на шахматной доске;

19

20

21

22

23

24

25

26

27

контратака).
Дидактическое задание
«Защита» (защита
атакованной фигуры
своей фигурой, уход изпод боя, уничтожение
атакующей фигуры,
перекрытие,
контратака).
Практическая игра
IV. Техника матования одинокого короля . 5 ч.
Техника матования одинокого Дидактические задания
короля. Две ладьи против
«Шах или мат?», «Мат
короля, «линейный» мат.
или пат», «Мат в один
ход».
Техника матования одинокого Дидактические задания
короля. Ферзь и ладья против
«Шах или мат?», «Мат
короля.
или пат», «Мат в один
ход», «На крайнюю
линию», «В угол»,
«Ограниченный
король», «Мат в два
хода». Игровая
практика.
Техника матования одинокого Дидактические задания
короля. Ферзь и король против «Шах или мат?», «Мат
короля.
или пат», «Мат в один
ход», «На крайнюю
линию», «В угол»,
«Ограниченный
король», «Мат в два
хода».
Техника матования одинокого Дидактические задания
короля. Ладья и король против «Шах или мат?», «Мат
короля.
или пат», «Мат в один
ход», «На крайнюю
линию», «В угол»,
«Ограниченный
король», «Мат в два
хода».
Техника матования одинокого Решение заданий.
короля. Решение заданий.
V. Достижение мата без жертвы материала. 5 ч.
Достижение мата без жертвы
Дидактическое задание
материала. Учебные
«Объяви мат в два
положения на мат в два хода в хода». Дидактическое
эндшпиле. Цугцванг.
задание «Защитись от
мата».
Достижение мата без жертвы
Дидактическое задание
материала. Учебные
«Защитись от мата».
положения на мат в два хода в
миттельшпиле. Защита от
мата.
Достижение мата без жертвы
Дидактическое задание
Способы защиты. Игровая
практика.

Уметь рокировать;
объявлять шах;
правила хода и взятия
каждой фигуры
уметь:ориентироваться
на шахматной доске;

Уметь рокировать;
объявлять шах;

28

29

30
31
32
33
34
№

1

2

3

4

5

материала. Решение заданий
на мат в два хода в
миттельшпиле.
Достижение мата без жертвы
материала. Учебные
положения на мат в два хода в
дебюте.

«Защитись от мата».

Достижение мата без жертвы
материала. Решение заданий
на мат в два хода.
VI. Обобщение. 5 ч.
Повторение материала.
Повторение основных
вопросов курса.
Повторение основных
вопросов курса.
Повторение материала. Игра в
турнире. Турнирные партии.
Повторение материала.

Дидактическое задание
«Защитись от мата».
Игровая практика.

Дидактическое задание
«Защитись от мата».
Игровая практика.

Практическая игра.
Практическая игра.
Практическая игра.
Практическая игра.

использовать
приобретенные знания
и умения в
практической
деятельности и
повседневной жизни.

Практическая игра.

3 класс
Тема занятия
Краткое содержание
УДД
занятия
I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии. 5 ч.
Повторение пройденного
Просмотр диафильма
знать/понимать:
материала. Поля. Горизонталь, «Приключения в
вертикаль, диагональ, центр.
Шахматной стране.
шахматные термины:
Ходы шахматных фигур. Шах, Первый шаг в мир
белое и черное поле,
мат, пат. Начальное
шахмат».
горизонталь,
положение.
вертикаль, диагональ,
Повторение пройденного
Игровая практика (игра центр, партнеры,
начальное положение,
материала. Рокировка.
всеми фигурами из
белые, черные, ход,
Превращение пешки. Взятие
начального
взятие, стоять под
на проходе.
положения).
боем, взятие на
Повторение пройденного
Дидактические игры и
проходе, длинная и
материала. Варианты ничьей.
задания «Две фигуры
короткая рокировка,
Самые общие рекомендации о против целой армии»,
шах, мат, пат, ничья;
принципах разыгрывания
«Убери лишние
названия шахматных
дебюта. Задания на мат в один фигуры», «Ходят
фигур: ладья, слон,
ход. Демонстрация коротких
только белые»,
ферзь, конь, пешка,
партий.
«Неотвратимый мат».
король;
Повторение пройденного
Решение учебных
материала. Шахматная
положений на мат в два правила хода и взятия
каждой фигуры
нотация. Обозначение
хода (с жертвой и без
горизонталей, вертикалей,
жертвы материала).
уметь:ориентироваться
диагоналей, полей.
на шахматной доске;
Обозначение шахматных
фигур и терминов.
Три стадии шахматной партии: Игровая практика
дебют, миттельшпиль,
эндшпиль. Двух – и
трехходовые партии.

II. Основы дебюта. 13 ч.
Основы дебюта. Двух- и
трехходовые партии.
Выявление причин поражения
в них одной из сторон.
Основы дебюта. Невыгодность
раннего ввода в игру ладей и
ферзя.
Игра «на мат» с первых ходов
партии. Детский мат. Защита.

9

Основы дебюта. Вариации на
тему детского мата. Другие
угрозы быстрого мата в
дебюте. Защита.

Дидактическое задание
«Мат в один ход» (на
втором либо третьем
ходу партии).
Дидактические задания
«Поймай ладью»,
«Поймай ферзя».
Дидактические задания
«Поставь детский мат»,
«Защитись от мата».
Дидактические задания
«Поставь детский мат»,
«Мат в один ход»,
«Защитись от мата».

10

Основы дебюта.
«Повторюшка-хрюшка»
(черные копируют ходы
белых). Наказание
«повторюшек».

Дидактические задания
«Поставь мат в один
ход «повторюшке»,
«Выиграй фигуру у
«повторюшки».

11

Принципы игры в дебюте.
Принцип быстрейшего
развития фигур. Темпы.
Гамбиты.
Основы дебюта. Наказания за
несоблюдение принципа
быстрейшего развития фигур.
«Пешкоедство». Неразумность
игры в дебюте одними
пешками (с исключениями из
правила).
Основы дебюта. Принципы
игры в дебюте. Борьба за
центр. Гамбит Эванса.
Королевский гамбит.
Ферзевый гамбит.
Принципы игры в дебюте.
Безопасное положение короля.
Рокировка. Правила
рокировки.

Дидактическое задание
«Выведи фигуру».

6

7

8

12

13

14

15

16

Принципы игры в дебюте.
Гармоничное пешечное
расположение. Какие бывают
пешки?
Основы дебюта. Связка в
дебюте. Полная и неполная
связка.

Дидактические задания
«Мат в два хода»,
«Выигрыш материала»,
«Накажи «пешкоеда»,
«Можно ли побить
пешку?».
Дидактические задания
«Захвати центр»,
«Выиграй фигуру»
Дидактические задания
«Можно ли сделать
рокировку?», «В какую
сторону можно
рокировать?», «Поставь
мат в один ход
нерокированному
королю».
Дидактические задания
«Чем бить черную
фигуру?», «Сдвой
противнику пешки».
Дидактические задания
«Выиграй фигуру»,
«Успешное
развязывание», «Сдай

играть каждой фигурой
в отдельности и в
совокупности с
другими фигурами без
нарушений правил
шахматного кодекса;
правильно помещать
шахматную доску
между партнерами;

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

противнику пешки».
Основы дебюта.
Очень коротко о
Классификация дебютов.
дебютах.
Открытые, полуоткрытые и
закрытые дебюты.
Как изучать дебюты.
Общие советы о том,
Тренировка в разыгрывании
как изучать дебют.
дебюта.
III. Основы миттельшпиля. 5 ч.
Основы миттельшпиля.
Правила
Правила миттельшпиля.
миттельшпиля.
Самые общие рекомендации о
том, как играть в
миттельшпиле.
Основы миттельшпиля.
Дидактическое задание
Понятие о тактике.
«Выигрыш материала».
Тактические приемы. Связка в
миттельшпиле.
Основы миттельшпиля.
Дидактическое задание
Тактические приемы. Двойной «Выигрыш материала».
удар.
Основы миттельшпиля.
Дидактическое задание
Тактические приемы.
«Выигрыш материала».
Открытое нападение.
Открытый (вскрытый) шах.
Двойной шах.
Основы миттельшпиля.
Классическое наследие.
Классическое наследие.
«Бессмертная» партия.
«Бессмертная» партия.
«Вечнозеленая» партия.
«Вечнозеленая» партия.
IV. Основы эндшпиля. 9 ч.
Основы эндшпиля. Ладья
Дидактические задания
против ладьи. Ферзь против
«Выигрыш материала»,
ферзя. Ферзь против ладьи
«Мат в 2 хода», «Мат в
(простые случаи).
3 хода».
Основы эндшпиля. Ферзь
против слона. Ферзь против
коня. Ладья против слона
(простые случаи). Ладья
против коня (простые случаи).
Основы эндшпиля. Матование
двумя слонами (простые
случаи). Матование слоном и
конем (простые случаи).
Основы эндшпиля. Пешка
против короля. Когда пешка
проходит в ферзи без помощи
своего короля. Правило
«квадрата».
Основы эндшпиля. Пешка
против короля. Белая пешка на
седьмой и шестой
горизонтали. Король помогает

Дидактические задания
«Выигрыш фигуры»,
«Мат в 2 хода», «Мат в
3 хода».
Дидактические задания
«Мат в 2 хода», «Мат в
3 хода».
Дидактическое задание
«Квадрат».

Дидактические задания
«Мат в 2 хода», «Мат в
3 хода», «Проведи
пешку в ферзи»,

Уметь правильно
расставлять фигуры
перед игрой;

Правила хода и взятия
каждой фигуры
уметь:ориентироваться
на шахматной доске;
Уметь рокировать;
объявлять шах;

своей пешке. Оппозиция.

29

Основы эндшпиля. Пешка
против короля. Белая пешка на
пятой горизонтали. Король
ведет свою пешку за собой.

30

Основы эндшпиля. Пешка
против короля. Белая пешка на
второй, третьей и четвертой
горизонтали. Ключевые поля.

31

Основы эндшпиля.
Удивительные ничейные
положения. Два коня против
короля. Слон и пешка против
короля. Конь и пешка против
короля.
Основы эндшпиля. Самые
общие рекомендации о том,
как играть в эндшпиле.

32

33

34

№

1

2

3

V. Обобщение. 2 ч.
Повторение программного
материала. Повторение
основных вопросов курса.
Практическая игра.
Повторение программного
материала. Повторение
основных вопросов курса.
Практическая игра.
Тема занятия
I. Шахматная партия. 3 ч.
Повторение пройденного
материала. Еще о трех стадиях
шахматной партии.
Виды преимущества в
шахматах.

Шахматные часы.
Рекомендации по
рациональному расходованию
времени.

«Выигрыш ли ничья?»,
«Куда отступить
королем?».
Дидактические задания
«Мат в 3 хода»,
«Проведи пешку в
ферзи», «Выигрыш ли
ничья?», «Куда
отступить королем?».
Дидактические задания
«Проведи пешку в
ферзи», «Выигрыш ли
ничья?», «Куда
отступить королем?».
Дидактические задания
«Куда отступить
королем?», «Путь к
ничьей».
Самые общие
рекомендации о том,
как играть в эндшпиле.
Повторение основных
вопросов курса.
Практическая игра.
Повторение основных
вопросов курса.
Практическая игра.
4 класс
Краткое содержание
занятия
О трех стадиях
шахматной партии.
Материальное
преимущество,
преимущество в
пространстве
(территориальное
преимущество),
преимущество во
времени.
Шахматные часы.
Правила FIDE о
шахматных часах.
Правила пользования
шахматными часами.
Рекомендации по

использовать
приобретенные знания
и умения в
практической
деятельности и
повседневной жизни.

УДД
знать/понимать:
шахматные термины:
белое и черное поле,
горизонталь,
вертикаль, диагональ,
центр, партнеры,
начальное положение,
белые, черные, ход,
взятие, стоять под
боем, взятие на
проходе, длинная и
короткая рокировка,
шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных
фигур: ладья, слон,
ферзь, конь, пешка,

рациональному
расходованию времени.

король;
правила хода и взятия
каждой фигуры
уметь:ориентироваться
на шахматной доске;

4
5

6

7

8

9

10

11

12

13

II. Анализ и оценка позиции. 4 ч.
Правила игры в
Четыре правила
миттельшпиле.
В.Стейница.
Анализ и оценка позиции.
Элементы оценки
Элементы оценки позиции.
позиции (слабые поля,
слабые пешки, позиция
фигур, открытые
линии, центр,
пространство и др.).
Анализ и оценка позиции.
Практическое занятие.
Практическое занятие.
Дидактические задания
Решение задач
«Самый слабый
пункт.», «Вижу цель!».
Анализ и оценка позиции.
Практическое занятие.
Практическое занятие.
Дидактические задания
«Самый слабый
пункт.», «Вижу цель!».
III. Шахматная комбинация. 24 ч.
Понятие о шахматной
Понятие о шахматной
комбинации.
комбинации. Признаки
комбинации.
Шахматная комбинация. Пути Типичный путь
поиска комбинации.
нахождения
комбинации по схеме
«мотив – средства –
тема», путь нахождения
комбинации «мотив –
тема – средства».
Шахматная комбинация.
Дидактическое задание
Матовые комбинации. Тема
«Объяви мат в два
отвлечения.
хода», «Мат в 3 хода».
Игровая практика.
Шахматная комбинация.
Матовые комбинации.
Матовые комбинации. Тема
Тема завлечения.
завлечения.
Дидактическое задание
«Объяви мат в два
хода», «Мат в 3 хода».
Игровая практика.
Шахматная комбинация.
Матовые комбинации.
Матовые комбинации. Тема
Тема блокировки.
блокировки.
Дидактическое задание
«Объяви мат в два
хода», «Мат в 3 хода».
Шахматная комбинация.
Матовые комбинации.
Матовые комбинации. Тема
Тема связки.
связки.
Дидактическое задание
«Объяви мат в два

играть каждой фигурой
в отдельности и в
совокупности с
другими фигурами без
нарушений правил
шахматного кодекса;
правильно помещать
шахматную доску
между партнерами;

Уметь правильно
расставлять фигуры
перед игрой;
правила хода и взятия
каждой фигуры
уметь:ориентироваться
на шахматной доске;

14

Шахматная комбинация.
Матовые комбинации. Тема
разрушения королевского
прикрытия.

15

Шахматная комбинация.
Матовые комбинации. Тема
освобождения пространства.

16

Шахматная комбинация.
Матовые комбинации. Тема
перекрытия.

17

Шахматная комбинация.
Матовые комбинации. Тема
уничтожения защиты.

18

Шахматная комбинация.
Матовые комбинации. Тема
«рентгена». Тема «батареи».
Матовые комбинации. Тема
«рентгена».
Шахматная комбинация.
Другие темы комбинаций и
сочетание тематических
приемов.
Матовые комбинации. Другие
темы комбинаций и сочетание
тематических приемов.
Комбинации, ведущие к
достижению материального
перевеса. Тема отвлечения.

19

20

21

Комбинации, ведущие к
достижению материального
перевеса. Тема завлечения.

22

Комбинации, ведущие к
достижению материального

хода»,«Мат в 3 хода».
Игровая практика.
Матовые комбинации.
Тема разрушения
королевского
прикрытия.
Дидактическое задание
«Объяви мат в два
хода», «Мат в 3 хода».
Игровая практика.
Матовые комбинации.
Тема освобождения
пространства.
Дидактическое задание
«Объяви мат в два
хода»,«Мат в 3 хода».
Игровая практика.
Матовые комбинации.
Тема перекрытия.
Дидактическое задание
«Объяви мат в два
хода»,«Мат в 3 хода».
Игровая практика.
Матовые комбинации.
Тема уничтожения
защиты.
Дидактическое задание
«Объяви мат в два
хода»,«Мат в 3 хода».
Игровая практика.
Дидактическое задание
«Объяви мат в два
хода»,«Мат в 3 хода».
Игровая практика.
Дидактическое задание
«Объяви мат в два
хода», «Мат в 3 хода».
Игровая практика.

Комбинации, ведущие
к достижению
материального
перевеса. Тема
отвлечения.
Комбинации, ведущие
к достижению
материального
перевеса. Игровая
практика.
Дидактическое задание
«Выигрыш материала».

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33
34

перевеса. Тема уничтожения
защиты.
Комбинации, ведущие к
достижению материального
перевеса. Тема связки.
Комбинации, ведущие к
достижению материального
перевеса. Тема перекрытия.
Комбинации, ведущие к
достижению материального
перевеса. Тема освобождения
пространства.
Комбинации, ведущие к
достижению материального
перевеса. Тема превращения
пешки.
Комбинации, ведущие к
достижению материального
перевеса. Сочетание
тактических приемов.
Комбинации, ведущие к
достижению ничьей. Патовые
комбинации.
Комбинации, ведущие к
достижению ничьей.
Комбинации на «вечный» шах.
Шахматная комбинация.
Типичные комбинации в
дебюте.
Шахматная комбинация.
Типичные комбинации в
дебюте (более сложные
примеры).
IV. Обобщение. 3 ч.
Повторение основных
вопросов курса. Практическая
игра.
Повторение основных
вопросов курса..
Повторение основных
вопросов курса. игра.

Игровая практика.
Дидактическое задание
«Выигрыш материала».
Игровая практика.
Игровая практика.

Дидактическое задание
«Проведи пешку в
ферзи».
Дидактическое задание
«Выигрыш материала».
Игровая практика.
Игровая практика.
Дидактическое задание
«Сделай ничью».
Игровая практика.
Типичные комбинации
в дебюте.
Дидактическое задание
«Проведи
комбинацию».
Игровая практика.
Повторение материала.
Практическая игра.
Практическая игра.
Практическая игра.

Согласовано
Протокол
заседания
методического
объединения учителей начальных классов,
эстетического цикла, ОБЖ и физкультуры
от 30.08.2024 года № 1
Руководитель МО______
Ряднова Н.А

Использовать
приобретенные знания
и умения в
практической
деятельности и
повседневной жизни.

Согласовано
____________
30.08.2024 г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».