Рабочая программа внеурочной деятельности шахматы 5-9 классы 2024-2025 учебный год

Краснодарский край, Абинский район, посѐлок Ахтырский
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 имени В.С. Носенко
муниципального образования Абинский район
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30.08.2024 года протокол № 1
Председатель педсовета
___________
И.Я.Чалая
подпись руководителя ОУ

Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружок

«ШАХМАТЫ»

(указать предмет, курс, модуль)

Уровень образования (класс) 5-9 класс, основное общее образование_
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов _170__
Учитель ___ Вишневская Марина Владимировна ________
Программа разработана на основе программы «Шахматы »,составители
педагоги дополнительного образования: А.Н.Семѐнов, А.М. Дорохина МБОУ
Лицей «Эврика» 2015 г.в соответствии с требованиями ФГОС основного
общего образования .
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Рабочая программа по курсу внеурочная деятельности «Шахматы» 5-9 классы
(Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования) (редакция г.) Составители педагоги дополнительного образования:
А.Н.Семѐнов, А.М. Дорохина МБОУ Лицей «Эврика» 2015 г.
Личностные, метапредметные и предметные результаты курса «Шахматы».
Личностные результаты освоения программы курса формирование установки на
безопасный, здоровый образ жизни; наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат; бережному отношению к материальным и духовным ценностям; развитие
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. развитие
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей. формирование эстетических
потребностей, ценностей и чувств; развитие самостоятельности и личной ответственности
за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений
о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса Регулятивные универсальные
учебные действия: освоение способов решения проблем творческого характера в
жизненных ситуациях; формирование умений ставить цель создание творческой работы,
планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе
работы; оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с
изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо
замысла, соотнесение целей с возможностями определение временных рамок определение
шагов решения задачи видение итогового результата распределение функций между
участниками группы планирование последовательности шагов алгоритма для достижения
цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Познавательные
универсальные учебные действия: умение задавать вопросы умение получать помощь
умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами умение
читать диаграммы, составлять шахматные задачи синтез составление целого из частей, в
том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные универсальные учебные
действия:
Умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном
знании) способность принять другую точку зрения, отличную от своей; способность
работать в команде; выслушивание собеседника и ведение диалога.
Предметные результаты освоения программы курса. Познакомить с шахматными
терминами и шахматным кодексом. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в
совокупности с другими фигурами. Сформировать умение ставить мат с разных позиций.
Сформировать умение решать задачи на мат в несколько ходов. Сформировать умение
записывать шахматную партию. Сформировать умение проводить комбинации. Развивать
восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого
управления поведением.
II.Тематическое планирование
деятельности. 5класс

с

определением

основных

видов

учебной

Содержание курса 5 класса. Блок Организационный момент. Знакомство.
Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила
техники безопасности. 2. Повторение материала изученного за год. Этика поведения
шахматиста во время игры. 3. Разбор дебютов. Дебют. Принципы развития дебюта.

Основные цели дебюта. Главное быстрое развитие фигур и борьба за центр.
Классификация дебютов. Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный
выход ферзем. Тренировочные партии. 4. Три правила дебюта. Различные системы
проведения шахматных турниров. Особенности шахматной борьбы. Игровые пути
шахматной доски. Обозначение поля шахматной доски, о шахматных фигурах; шахматной
нотации. Ходы фигур, поле под ударом. Цель игры в шахматы. Шахматные ситуации
(шах, мат, пат). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. О правах и
обязанностях игрока. 5. Нападение и защита. Размен. Сравнительная ценность фигур.
Размен. Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль),
окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии.
Различные виды преимущества. 6. «Силовые» методы в шахматах. Силовые методы
борьбы. Оценка позиции. Шахматные разряды и звания. Рейтинг-лист. 7. Активность
важнейший принцип игры шахмат. Простейшие схемы достижения матовых ситуаций.
Мат в один ход и несколько ходов. Двойной, вскрытый шах. 8. Основные цели дебюта.
Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген).
Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы
мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные
партии.
Блок Как разыгрывать дебют. 9.Тактика. Тактические удары и комбинации. Нападение на
фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита
фигуры. Вилка. 10. Дебютные ловушки. 11. Расположение пешек и пешечные слабости.
12. Три стадии шахматной партии. 13. Стратегические цели. Что такое стратегия и
стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые,
фиксированные. 14. Быстрое развитие фигур. 15. Направленная борьба за центр. 16.
Классификация дебютов. Блок Дебют четырѐх коней. 18. Шотланская партия. 19. Защита
Каро-Канн. 20. Ферзевой гамбит. Эндшпиль. Курс шахматных окончаний. Пешечные
окончания. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое
правило оппозиции. Король гуляет по треугольнику. Цунгванг. Ладейные, коневые и
слоновые окончания. Правила игры в эндшпиле. Практические занятия. Тренировочные
партии Учебные партии с 1 по Развитие фигур. Проведение занятий с детьми, у которых
возникают трудности с усвоением программы, а также с учащимися, которые способны на
изучение материала быстрее и глубже остальных 24. Владение открытыми линиями.
Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Детский мат. Тренировочные партии.
25. Слабые и сильные поля. 26. Ослабление позиции короля. Проведение руководителем
объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим
разбором партий. 27. Контрольные упражнения. Блок Как не надо и как надо атаковать
короля. 29. Атака на слабый пункт f7 f Атака на не рокированного короля Решению задач
и этюдов. Ознакомление с шахматными задачами и этюдами, их решение, определение
победителей. 31. Не рокируй под атаку. 32. Атака при односторонних рокировках. 33.
Расположение пешек после рокировки. 34. Фигурная атака. Итоговое занятие. Подведение
итогов. Обзор выполнения поставленных задач. Сеансы одновременной игры. Атака по
слабым полям.
Закончив 5 класс обучения учащийся должен знать: правила игры в шахматы; права и
обязанности игрока; иметь представление о истории и происхождении шахмат; основные
понятия о тактике и стратегии. Должен уметь: применять указанные знания на практике;
концентрировать внимание, ценить время; играть в шахматы с удовольствием.
6 класс обучения. (34 часа) Блок Повторение пройденного материала изученного за год.
2. Игровая практика (нач. игры) 3. Три правила дебюта. 4. Основные цели дебюта. Дебют.
План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Выбор дебютного репертуара. Основные
виды дебютов. Разыгрывание фигур. 5. Слабые и сильные поля. 6. «Силовые» методы в
шахматах. 7. Ослабление позиции коровя. 8. Нападение и защита. Размен. Блок Жертва,
угроза. 10. Форсированный вариант. 11. Оценка позиции. 12. Быстрое развитие фигур. 13.
Развитие фигур-основ новый принцип в дебюте. 14. Пешечные слабости. Расположение
пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. Карлсбаденская структура.

Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур. 15. Развитие
фигур и борьба за центр в дебюте. 16. Классификация дебютов. Блок Ферзевой гамбит. 18.
Преимущество в развитии. Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за
пешки и поля. Как активизировать собственные фигуры. Практическое управление по
основам стратегии. 19. Владение открытыми линиями. 20. Ослабление позиции короля.
21. Преимущество в пространстве. 22. Двойной удар. 23. Открытое нападение. 24. Связка.
25. Завлечение.
Блок Отвлечение. 27. Уничтожение защиты. 28. Освобождение пространства(поля или
линии) 29. Блокирование поля(или нескольких полей) 30. Перезрузка фигур. 31.
Разрушение пешечного прикрытия. 32. Атака при односторонних рокировках. 33.
Расположение пешек после рокировки. 34. Фигурная атака. Итоговое занятие. Подведение
итогов. Обзор выполнения поставленных задач. Сеансы одновременной игры.
Требования к знаниям и умениям 6 классу обучения Закончив шестой год обучения
учащиеся должны знать: Историю мировых и русских (советских) шахмат, имена
чемпионов мира; Правила разыгрывания основных дебютов и окончаний; Основы тактики
и стратегии шахмат; Порядок проведения и организацию шахматных соревнований
(турниров) Правила этикета при игре в шахматы и их выполнение. Закончив шестой год
обучения учащиеся должны уметь: Уверенно применять тактические приемы и сочетать
их в своей игре; Строить и реализовывать свои стратегические планы; Осознавать свои
ошибки и видеть ошибки соперников.
7 класс обучения (34 часа). Блок Повторение пройденного материала изученного за год.
2. Игровая практика (начало игры). 3. Сравнительная ценность шахматных фигур. 4.
Основные цели дебюта. 5. Классификация дебютов. Шахматная литература. Методика
работы с шахматной литературой. Навыки самодисциплины и способы
самосовершенствования. Шахматная нотация, запись партии. Словарь шахматной
композиции 6. Развитие фигур и борьба за центр. 7. Активность важнейший принцип игры
шахмат. 8. Как разыгрывать дебют. 9. Основные цели. Блок Расположение пешек. 10.
Пешечные слабости. 11. Классификация дебютов. 12. Развитие фигур.. О шахматных
планах. Как создается план игры. Оценка позиции. Тактические удары и комбинации.
Завлечение и отвлечение. 13. Борьба за центр в дебютах. 14. Защита двух коней. 15.
Шотланская партия. 16. Ирланская партия.17. Блок Французкая защита. 18. Защита КароКанн. 19. Сицилианская защита. 20. Ферзевый гамбит. 21. Защита Немцовича. 22. Дебют
четырех коней. Перегрузка фигур. Промежуточный ход. Захват пункта. Атака на короля.
Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально
подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов. 23. Защита двух коней. 24.
Разбор учебных партий. 25. Материальное преимущество. Сеансы одновременной игры.
Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и
тематических) с последующим разбором партий. 26. Позиционное преимущество.27. Блок
Преимущество в пространстве. 28. Владение открытыми линиями. 29. Слабые и сильные
поля. 30. Ослабление позиции короля. 31. Как малыми силами удержать превосходство
силы противника. 32. Чья пешка первая проходит в ферзи. 33. Пешечный прорыв. 34.
Переход в выигрышные пешечные окончания. Найденный путь.
Требования к знаниям и умениям 7 класс. Закончив третий год обучения учащиеся
должны знать: Историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира;
Правила разыгрывания основных дебютов и окончаний; Основы тактики и стратегии
шахмат; Порядок проведения и организацию шахматных соревнований (турниров)
Правила этикета при игре в шахматы и их выполнение. Закончив седьмой год обучения
учащиеся должны уметь: Уверенно применять тактические приемы и сочетать их в своей
игре; Строить и реализовывать свои стратегические планы; знать и уметь пользоваться
позиционными преимуществами.

Восьмой класс обучения (34 часа). Блок Организационный момент. Знакомство.
Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила
техники безопасности. 2. Повторение материала изученного за год. Этика поведения
шахматиста во время игры. 3. Оценка позиции. 4. Реализация преимущества. 5.
Построение стратегических планов. 6. Реализация преимущества в окончании. 7.
Особенности фигур. 8. Плохие слоны и слабость поля.
Блок Слабые и сильные поля. 10. Куре шахматных окончаний. 11. Правило квадрата.
Разбор и проигрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. 12.
Когда королю мешает собственная пешка. 13. Король и пешка против короля. 14.
Оппозиция, как оттолкнуть «плечом» короля противника. 15. «золотое» правило
оппозиции. 16. Запасные ходы для овладения оппозицией. Блок Лишняя пешка-никогда не
лишняя. Активный пароль. Атака в эндшпиле. Фигура против пешки. Борьба фигур.
Позиционная ничья. Практические занятия. 18. Активный король как лишняя фигура. 19.
Отдаленная проходная пешка. 20. Как малыми силами удержать превосходящие силы
противника. 21. Фигуры против пешки. Ферзь, ладья, слон, конь. 22. Ладейные окончания.
23. Коневые окончания. 24. Слоновые окончания. Обозначение места фигуры на доске.
Масса упражнений для тренировки. Запись позиции. 25. Слон против коня. 26.
Преимущество двух слонов в эндшпиле. Блок Ферзевые окончания. 28. Борьба фигур без
пешек. 29. Лишнее качество при пешках правил игры в эндшпиле. 31. Тактические удары
и комбинации. 32. Атака на короля. 33. Атака при разносторонних рокировках. 34.
Контратака в центре.
Требования к знаниям и умениям 8классу обучения. Закончив восьмой класс обучения
учащиеся должны знать: Историю мировых и русских (советских) шахмат, имена
чемпионов мира; Правила разыгрывания основных дебютов и окончаний; Основы тактики
и стратегии шахмат; Порядок проведения и организацию шахматных соревнований
(турниров) Правила этикета при игре в шахматы и их выполнение.
Девятый класс обучения (34 часа). Блок Организационный момент. Знакомство.
Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила
техники безопасности. 2. Повторение материала изученного за год. Этика поведения
шахматиста во время игры. 3. Оценка позиции. 4. Реализация преимущества. 5.
Построение стратегических планов. 6. Реализация преимущества в окончании. 7.
Особенности фигур. 8. Плохие слоны и слабость поля.
Блок Слабые и сильные поля. 10. Куре шахматных окончаний. 11. Правило квадрата.
Разбор и проигрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. 12.
Когда королю мешает собственная пешка. 13. Король и пешка против короля. 14.
Оппозиция, как оттолкнуть «плечом» короля противника. 15. «золотое» правило
оппозиции. 16. Запасные ходы для овладения оппозицией. Блок Лишняя пешка-никогда не
лишняя. Активный пароль. Атака в эндшпиле. Фигура против пешки. Борьба фигур.
Позиционная ничья. Практические занятия. 18. Активный король как лишняя фигура. 19.
Отдаленная проходная пешка. 20. Как малыми силами удержать превосходящие силы
противника. 21. Фигуры против пешки. Ферзь, ладья, слон, конь. 22. Ладейные окончания.
23. Коневые окончания. 24. Слоновые окончания. Обозначение места фигуры на доске.
Масса упражнений для тренировки. Запись позиции. 25. Слон против коня. 26.
Преимущество двух слонов в эндшпиле. 27. Блок Ферзевые окончания. 28. Борьба фигур
без пешек. 29. Лишнее качество при пешках. 30. Правил игры в эндшпиле. 31.
Тактические удары и комбинации. 32. Атака на короля. 33. Атака при разносторонних
рокировках. 34. Контратака в центре.
Требования к знаниям и умениям 9 классу обучения. Закончив 9 класс обучения
учащиеся должны знать: Историю мировых и русских (советских) шахмат, имена
чемпионов мира; Правила разыгрывания основных дебютов и окончаний; Основы тактики

и стратегии шахмат; Порядок проведения и организацию шахматных соревнований
(турниров) Правила этикета при игре в шахматы и их выполнение.
III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимое на
усвоение каждой темы
1 год обучения (5 класс)
№ п/п
Тема занятия
Краткое содержание
УДД
занятия
1
Организационное занятие.
Организационное
знать/понимать:
Знакомство с детьми. Правила
занятие. Знакомство с
техники безопасности
детьми.
шахматные
термины: белое и
2
Постановка задач на год. Этика
черное поле,
поведения шахматиста во время
горизонталь,
игры.
вертикаль,
3
Разбор дебютов. Дебют. Принципы
Преждевременный
диагональ, центр,
развития дебюта. Основные цели
выход ферзем.
партнеры,
дебюта. Главное быстрое развитие
Тренировочные
начальное
фигур и борьба за центр.
партии.
положение,
Классификация дебютов. Дебют, с
белые, черные,
которого нередко делается мат.
4
Три правила дебюта. Различные
Ходы фигур, поле под ход, взятие,
стоять под боем,
системы проведения шахматных
ударом. Цель игры в
турниров. Особенности шахматной
шахматы. Шахматные взятие на
проходе, длинная
борьбы. Игровые пути шахматной
ситуации (шах, мат,
и короткая
доски. Обозначение поля шахматной пат). Рокировка.
рокировка, шах,
доски, о шахматных фигурах;
Взятие на проходе.
мат, пат, ничья;
шахматной нотации. Превращение
названия
пешки. О правах и обязанностях
шахматных
игрока.
фигур: ладья,
5
Нападение и защита. Размен.
Десять правил для
слон, ферзь, конь,
Сравнительная ценность фигур.
начинающих в
пешка, король;
Размен. Из чего состоит шахматная
дебюте. Записи
партия: начало (дебют), середина
партии. Различные
правила хода и
(миттельшпиль), окончание
виды преимущества.
взятия каждой
(эндшпиль).
6
«Силовые» методы в шахматах.
Шахматные ситуации фигуры
Силовые методы борьбы. Оценка
(шах, мат, пат).
уметь:ориентиров
позиции. Шахматные разряды и
аться на
звания. Рейтинг-лист.
7
Активность важнейший принцип
Шахматные ситуации шахматной доске;
игры шахмат. Простейшие схемы
(шах, мат, пат).
достижения матовых ситуаций. Мат
в один ход и несколько ходов.
Двойной, вскрытый шах.
8
Основные цели дебюта. Обмен. Создание угрозы мата.
Подставка. Контрудар. Связи фигур. О противодействии
Двойной удар. Сквозное нападение угрозы мата.
(рентген). Перекрытие. Сочетание Полезные и
приемов нападения. Угроза мата в опрометчивые шаги..
один ход.
9

Блок Как разыгрывать дебют. Шахматные ситуации
Тактика. Тактические удары и (шах, мат, пат).
комбинации. Нападение на фигуру
созданием удара. Нападение на
фигуру устрашением защищающего

удара. Защита фигуры. Вилка.
10
11

Дебютные ловушки.

Тренировочные
партии.
Расположение пешек и пешечные Тренировочные
слабости.
партии.

12

Три стадии шахматной партии.

Тренировочные
партии.

13

Стратегические цели. Что такое
стратегия и стратегический план.
Мобилизация сил. Борьба за центр.
Центры
открытые,
закрытые,
фиксированные.

Тренировочные
партии.
Шахматные ситуации
(шах, мат, пат).

14

Быстрое развитие фигур.

15

Направленная борьба за центр.

16

Классификация дебютов.

17

Блок Дебют четырѐх коней.

18

Шотланская партия.

19

Защита Каро-Канн.

20

Ферзевой гамбит. Эндшпиль.

21

Курс
шахматных
окончаний.
Пешечные
окончания.
Правило
квадрата. Король и пешка против
короля. Оппозиция. Золотое правило
оппозиции.

Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.
Шахматные ситуации
(шах, мат, пат).
Шахматные ситуации
(шах, мат, пат).
Тренировочные
партии.

22

Король гуляет по треугольнику. Шахматные ситуации
Цунгванг. Ладейные, коневые и (шах, мат, пат).
слоновые окончания. Правила игры в
эндшпиле. Практические занятия.

23

Тренировочные партии Учебные Тренировочные
партии с 1 по Развитие фигур.
партии.

24

Владение
открытыми
линиями. Шахматные ситуации
Линейный мат двумя ладьями. Мат (шах, мат, пат).
ферзем и ладьей. Детский мат.
Тренировочные партии.

25

Слабые и сильные поля.

Тренировочные
партии.

26

Ослабление
позиции
короля. Шахматные ситуации
Проведение
руководителем (шах, мат, пат).
объединения сеансов одновременной
игры (в том числе и тематических) с
последующим разбором партий.

27

Контрольные упражнения. Блок

28

29

Тренировочные
партии.
Как не надо и как надо атаковать Шахматные ситуации
короля.
(шах, мат, пат).
Тренировочные
партии.
Атака на слабый пункт f7 f Атака на Тренировочные
не рокированного короля Решению партии.
задач и этюдов.

30

Ознакомление
с
шахматными Тренировочные
задачами и этюдами, их решение, партии.
определение победителей.

31

Не рокируй под атаку.

32

Атака
при
рокировках.

33

Расположение
рокировки.

34

Фигурная атака. Итоговое занятие. Тренировочные
Подведение итогов.
партии.

Тренировочные
партии.
односторонних Тренировочные
партии.

пешек

после Тренировочные
партии.

2 год обучения (6 класс)
№ п/п
Тема занятия

2

Техника безопасности во время
проведения занятий. Повторение
пройденного материала изученного
за год.
Игровая практика (нач. игры)

3

Три правила дебюта.

4

Основные цели дебюта. Дебют. План
в дебюте. Дебютные принципы.
Гамбиты. Выбор дебютного
репертуара. Основные виды
дебютов. Разыгрывание фигур.

5

Слабые и сильные поля.

1

Краткое содержание
занятия

УДД
знать/понимать:

Преждевременный
выход ферзем.
Тренировочные
партии.
Ходы фигур, поле под
ударом. Цель игры в
шахматы. Шахматные
ситуации (шах, мат,
пат). Рокировка.
Взятие на проходе.
Десять правил для
начинающих в
дебюте. Записи
партии.

шахматные
термины: белое и
черное поле,
горизонталь,
вертикаль,
диагональ, центр,
партнеры,
начальное
положение,
белые, черные,
ход, взятие,
стоять под боем,
взятие на
проходе, длинная
и короткая
рокировка, шах,
мат, пат, ничья;
названия

6
7
8

9
10
11

«Силовые» методы в шахматах.

Шахматные ситуации
(шах, мат, пат).
Ослабление позиции короля.
Шахматные ситуации
(шах, мат, пат).
Нападение и защита. Размен.
Создание угрозы мата.
О противодействии
угрозы мата.
Полезные и
опрометчивые шаги.
Тренировочные
партии.
Блок Жертва, угроза.
Шахматные ситуации
(шах, мат, пат).
Форсированный вариант.
Тренировочные
партии.
Оценка позиции. 15. Развитие фигур Тренировочные
и борьба за центр в дебюте.
партии.

12

Быстрое развитие фигур.

13

Развитие
фигур-основ
принцип в дебюте.

14

Тренировочные
партии.

новый Тренировочные
партии.
Шахматные ситуации
(шах, мат, пат).
Пешечные слабости. Расположение Тренировочные
пешек.
Пешки
изолированные, партии.
сдвоенные, отсталые и висячие.
Карлсбаденская
структура.
Пешечный перевес. Взаимодействие
сил. Пять типов взаимодействия
фигур.

17

Тренировочные
партии.
Блок Ферзевой гамбит.
Тренировочные
партии.
Преимущество в развитии. Пять Тренировочные
факторов, определяющих ценность партии.
фигур. Борьба за пешки и поля. Как
активизировать
собственные
фигуры.

18

Практическое
управление
основам стратегии.

19

Владение открытыми линиями.

20

Ослабление позиции короля.

21

Преимущество в пространстве.

15
16

Классификация дебютов.

по Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.
Шахматные ситуации
(шах, мат, пат).
Шахматные ситуации
(шах, мат, пат).
Тренировочные
партии.

шахматных
фигур: ладья,
слон, ферзь, конь,
пешка, король;
правила хода и
взятия каждой
фигуры
уметь:ориентиров
аться на
шахматной доске;

22

Двойной удар.

23

Открытое нападение.

24
25
26
27
28

29

30
31
32
33
34

Шахматные ситуации
(шах, мат, пат).
Тренировочные
партии.
Связка.
Шахматные ситуации
(шах, мат, пат).
Завлечение.
Тренировочные
партии.
Блок Отвлечение.
Шахматные ситуации
(шах, мат, пат).
Уничтожение защиты.
Тренировочные
партии.
Освобождение
пространства(поля Шахматные ситуации
или линии).
(шах, мат, пат).
Тренировочные
партии.
Блокирование поля(или нескольких Тренировочные
полей).
партии.
Перезрузка фигур.

Тренировочные
партии.
Разрушение пешечного прикрытия.
Тренировочные
партии.
Чья пешка первая проходит в ферзи. Тренировочные
партии.
Пешечный прорыв.
Тренировочные
партии.
Переход в выигрышные пешечные Тренировочные
окончания. Найденный путь.
партии.

3 год обучения (7 класс)
№ п/п
Тема занятия
1

Повторение пройденного материала
изученного за год.

2

Игровая практика (начало игры).

3

Сравнительная ценность шахматных
фигур.
Основные цели дебюта.

4

5

Шахматные ситуации
(шах, мат, пат).

Классификация дебютов. Шахматная
литература. Методика работы с
шахматной литературой. Навыки

Краткое содержание
занятия
Повторение
пройденного
материала изученного
за год.
Тренировочные
партии
Преждевременный
выход ферзем..
Ходы фигур, поле под
ударом. Цель игры в
шахматы. Шахматные
ситуации (шах, мат,
пат). Рокировка.
Взятие на проходе.
Десять правил для
начинающих в
дебюте. Записи

УДД
знать/понимать:
шахматные
термины: белое и
черное поле,
горизонталь,
вертикаль,
диагональ, центр,
партнеры,
начальное
положение,
белые, черные,
ход, взятие,
стоять под боем,
взятие на
проходе, длинная
и короткая

6
7
8

9

самодисциплины и способы
самосовершенствования. Шахматная
нотация, запись партии. Словарь
шахматной композиции/
Развитие фигур и борьба за центр.

партии. Различные
виды преимущества.

Шахматные ситуации
(шах, мат, пат).
Активность важнейший принцип
Шахматные ситуации
игры шахмат.
(шах, мат, пат).
Как разыгрывать дебют.
Создание угрозы мата.
О противодействии
угрозы мата.
Полезные и
опрометчивые шаги.
Тренировочные
партии.
Основные цели. Блок Расположение Шахматные ситуации
пешек.
(шах, мат, пат).

10

Пешечные слабости.

Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.

11

Классификация дебютов.

12

Развитие фигур. О шахматных Тренировочные
планах. Как создается план игры. партии.
Оценка позиции. Тактические удары
и
комбинации.
Завлечение
и
отвлечение.

13

Борьба за центр в дебютах.

14

Защита двух коней.

15

Шотланская партия.

16

Ирланская партия.

17

Блок. Французcкая защита.

18

Защита Каро-Канн.

19

Сицилианская защита.

20

Ферзевый гамбит.

21

Защита Немцовича.

22

Дебют четырех коней. Перегрузка Шахматные ситуации
фигур. Промежуточный ход. Захват (шах, мат, пат).
пункта. Атака на короля. Слабый
пункт при рокировках. Контратака.

23

Защита двух коней. Практические Шахматные ситуации
занятия.
Разбор
специально (шах, мат, пат).
подобранных
позиций.
Анализ Тренировочные

Шахматные ситуации
(шах, мат, пат).
Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.
Шахматные ситуации
(шах, мат, пат).
Тренировочные
партии.

рокировка, шах,
мат, пат, ничья;
названия
шахматных
фигур: ладья,
слон, ферзь, конь,
пешка, король;
правила хода и
взятия каждой
фигуры
уметь:ориентиров
аться на
шахматной доске;

партий лучших шахматистов.

партии.

24

Разбор учебных партий.

25

Материальное
преимущество.
Сеансы
одновременной
игры.
Проведение
руководителем
объединения сеансов одновременной
игры (в том числе и тематических) с
последующим разбором партий.

Шахматные ситуации
(шах, мат, пат).
Шахматные ситуации
(шах, мат, пат).
Тренировочные
партии.

26

Позиционное преимущество.

Шахматные ситуации
(шах, мат, пат).

27

Блок Преимущество в пространстве.

28

Владение открытыми линиями.

29

Слабые и сильные поля.

Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.

30

Ослабление позиции короля.

31

32
33
34

Тренировочные
партии.
Как малыми силами удержать Тренировочные
превосходство силы противника.
партии.
Чья пешка первая проходит в ферзи.

Тренировочные
партии.
Пешечный прорыв.
Тренировочные
партии.
Переход в выигрышные пешечные Тренировочные
окончания.
Найденный
путь. партии.
Итоговое занятие.

4 год обучения (8 класс)
№ п/п
Тема занятия

3

Знакомство с детьми. Постановка
задач на год. Правила техники
безопасности.
Этика поведения шахматиста во
время игры
Оценка позиции.

4

Реализация преимущества.

5

Построение стратегических планов.

1

2

Краткое содержание
занятия
Знакомство.
Организационное
занятие.
Повторение материала
изученного за год.
Преждевременный
выход ферзем.
Тренировочные
партии.
Ходы фигур, поле под
ударом. Цель игры в
шахматы. Шахматные
ситуации (шах, мат,
пат). Рокировка.
Взятие на проходе.
Десять правил для
начинающих в

УДД
знать/понимать:
шахматные
термины: белое и
черное поле,
горизонталь,
вертикаль,
диагональ, центр,
партнеры,
начальное
положение,
белые, черные,
ход, взятие,
стоять под боем,
взятие на
проходе, длинная
и короткая

6

Реализация
окончании.

7

Особенности фигур.

8

9
10
11

преимущества

дебюте. Записи
партии. Различные
виды преимущества.
в Шахматные ситуации
(шах, мат, пат).

Шахматные ситуации
(шах, мат, пат).
Плохие слоны и слабость поля.
Создание угрозы мата.
О противодействии
угрозы мата.
Блок Слабые и сильные поля.
Шахматные ситуации
(шах, мат, пат).
Куре шахматных окончаний.
Тренировочные
партии.
Правило
квадрата.
Разбор
и Тренировочные
проигрывание
с
партнером партии.
специально подобранных позиций,
решение задач.

12

Когда королю мешает собственная Тренировочные
пешка.
партии.

13

Король и пешка против короля.

14

15
16

Шахматные ситуации
(шах, мат, пат).
Оппозиция,
как
оттолкнуть Тренировочные
«плечом» короля противника.
партии.
«Золотое» правило оппозиции.

Тренировочные
партии.
Запасные ходы для овладения Тренировочные
оппозицией. Блок Лишняя пешка- партии.
никогда не лишняя. Активный
пароль. Атака в эндшпиле.

17

Фигура против пешки. Борьба фигур. Тренировочные
Позиционная ничья. Практические партии.
занятия.

18

Активный
фигура.

19

Отдаленная проходная пешка.

20

21

22

король

как

лишняя Тренировочные
партии.

Тренировочные
партии.
Как малыми силами удержать Шахматные ситуации
превосходящие силы противника.
(шах, мат, пат).
Фигуры против пешки. Ферзь, ладья, Шахматные ситуации
слон, конь.
(шах, мат, пат).
Тренировочные
партии.
Ладейные окончания.
Шахматные ситуации
(шах, мат, пат).

рокировка, шах,
мат, пат, ничья;
названия
шахматных
фигур: ладья,
слон, ферзь, конь,
пешка, король;
правила хода и
взятия каждой
фигуры
уметь:ориентиров
аться на
шахматной доске;

23

24

Коневые окончания.

Шахматные ситуации
(шах, мат, пат).
Тренировочные
партии.
Слоновые окончания. Обозначение Шахматные ситуации
места фигуры на доске. Масса (шах, мат, пат).
упражнений для тренировки. Запись
позиции.

25

Слон против коня.

26

Преимущество
эндшпиле.

27

Блок Ферзевые окончания.

28

Борьба фигур без пешек.

29

Лишнее качество при пешках.

30

Правил игры в эндшпиле.

31

Тактические удары и комбинации.

32

Атака на короля.

33

Атака
при
рокировках.

34

Контратака в центре.

двух

слонов

3

Знакомство с детьми. Постановка
задач на год. Правила техники
безопасности.
Этика поведения шахматиста во
время игры
Оценка позиции.

4

Реализация преимущества.

5

Построение стратегических планов.

2

Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.

разносторонних Тренировочные
партии.

5 год обучения (9 класс)
№ п/п
Тема занятия
1

Тренировочные
партии.
в Шахматные ситуации
(шах, мат, пат).

Тренировочные
партии.

Краткое содержание
занятия
Знакомство.
Организационное
занятие.
Повторение материала
изученного за год.
Преждевременный
выход ферзем.
Тренировочные
партии.
Ходы фигур, поле под
ударом. Цель игры в
шахматы. Шахматные
ситуации (шах, мат,
пат). Рокировка.
Взятие на проходе.
Записи партии.
Различные виды
преимущества.

УДД
знать/понимать:
шахматные
термины: белое и
черное поле,
горизонталь,
вертикаль,
диагональ, центр,
партнеры,
начальное
положение,
белые, черные,
ход, взятие,
стоять под боем,
взятие на
проходе, длинная
и короткая
рокировка, шах,

6

7
8

9
10
11

Реализация
окончании.

преимущества

в Шахматные ситуации
(шах, мат, пат).

мат, пат, ничья;
названия
шахматных
Особенности фигур.
Шахматные ситуации фигур: ладья,
слон, ферзь, конь,
(шах, мат, пат).
Плохие слоны и слабость поля.
Создание угрозы мата. пешка, король;
О противодействии
правила хода и
угрозы мата.
Блок Слабые и сильные поля.
Шахматные ситуации взятия каждой
фигуры
(шах, мат, пат).
Куре шахматных окончаний.
Тренировочные
уметь:ориентиров
партии.
аться на
Правило
квадрата.
Разбор
и Тренировочные
шахматной доске;
проигрывание
с
партнером партии.
специально подобранных позиций,
решение задач.

12

Когда королю мешает собственная Тренировочные
пешка.
партии.

13

Король и пешка против короля.

14

15
16

Шахматные ситуации
(шах, мат, пат).
Оппозиция,
как
оттолкнуть Тренировочные
«плечом» короля противника.
партии.
«Золотое» правило оппозиции.

Тренировочные
партии.
Запасные ходы для овладения Тренировочные
оппозицией. Блок Лишняя пешка- партии.
никогда не лишняя. Активный
пароль. Атака в эндшпиле.

17

Фигура против пешки. Борьба фигур. Тренировочные
Позиционная ничья. Практические партии.
занятия.

18

Активный
фигура.

19

Отдаленная проходная пешка.

20

король

как

лишняя Тренировочные
партии.

Тренировочные
партии.
Как малыми силами удержать Шахматные ситуации
превосходящие силы противника.
(шах, мат, пат).

21

Фигуры против пешки. Ферзь, ладья, Тренировочные
слон, конь.
партии.

22

Ладейные окончания.

Шахматные ситуации
(шах, мат, пат).

23

Коневые окончания.

Тренировочные
партии.

24

Слоновые окончания. Обозначение Шахматные ситуации
места фигуры на доске. Масса (шах, мат, пат).
упражнений для тренировки. Запись
позиции.

25

Слон против коня.

26

Преимущество
эндшпиле.

27

Блок Ферзевые окончания.

28

Борьба фигур без пешек.

29

Лишнее качество при пешках.

30

Правил игры в эндшпиле.

31
32
33

двух

слонов

Тренировочные
партии.
в Шахматные ситуации
(шах, мат, пат).
Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.

Тренировочные
партии.
Тактические удары и комбинации.
Тренировочные
партии.
Атака на короля.
Тренировочные
партии.
Атака
при
разносторонних Тренировочные
рокировках.
партии.

Тренировочные
партии.
Внешняя система оценки на основе результативности участия в турнирах, викторинах;
беседы с родителями. Для оценки эффективности занятий можно использовать
следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при
выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность
учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; поведение обучающихся
Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
Результаты образовательной деятельности: Рост личностного, интеллектуального и
социального
развития
ребѐнка,
развитие
коммуникативных
способностей,
инициативности, самостоятельности. Приобретение теоретических знаний и практических
навыков в шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и
задания, игровые упражнения, соревнования). Конечным результатом обучения считается
умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает
определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
34

Контратака в центре.

Согласовано
Протокол
заседания
методического
объединения учителей начальных классов,
эстетического цикла, ОБЖ и физкультуры
от 30.08.2024 года № 1
Руководитель МО______Ряднова Н.А

Согласовано
Заместитель директора по УВР
____________
30.08.2024 г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».