Функциональная грамотность 10-11 классы 2024-2025 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Красноярского края

УТВЕРЖДЕНО директор
_____ Чалая И.Я.
Приказ № 1 от «30» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Рабочая программа по внеурочной
деятельности
«Основы функциональной
грамотности» в 10-11 классах

Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам
функциональной
грамотностисоставлена
на
основе
следующих
нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. № 273 ФЗ;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 "О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г. № 413"
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от
12 мая 2011 г. № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при
введении Федерального
государственного
образовательного
стандарта общего образования»;
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от
12 декабря 2015 г. № 09-3564 «Методические рекомендации по
организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ»;
- Постановления главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 об
утверждении
СанПин 2.4.2.2821-10
«Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Устава МБОУ Березовской СОШ № 10;
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы
внеурочной деятельности:
- Основной образовательной программы среднего общего образования
(по ФГОС СОО) учреждения.
Данная программа адресована учащимся 10-11 классов. В
соответствии с учебным планом в 10 классе отводится 1 час в неделю
(всего -34 часа); в 11 классе отводится 1 час в неделю (всего -34 часа).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной
деятельности Предметные результаты:
Обучающиеся
научатся
анализировать
и
обобщать
(интегрировать) информацию различного предметного содержания в
разном
контексте.
Проблемы,
которые
ученику
необходимо
проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как
личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты.
Обучающиеся овладеют универсальными способами анализа
информации и ее интеграции в единое целое. У обучающихся формируется

умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы
относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в
отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных
областей легко актуализируются школьником и используются для решения
конкретных проблем.
Метапредметные результаты:
• способность находит и извлекать информацию из разных текстов
• способность применять извлеченную из текста информацию для
решения разного рода проблем;
• анализ и интеграция информации, полученной из текста;
• учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках
личностно важной ситуации;
• умение оценивать форму и
содержание текста в рамках
метопредметного содержания;
• умение интерпретировать и оценивать математические результаты в
контексте национальной и глобальной ситуации;
• умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить
прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных, естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного
содержания;
• умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить
прогнозы и предлагать пути решения. Личностные результаты:
• умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей;
• формирование собственной позиции по отношению к прочитанному;
• умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях
общественной жизни на основе математических и естественно-научных
знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;
• способность оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с
позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и
обязанностей гражданина страны.
Система оценки планируемых результатов
Система оценки внеурочной деятельности обучающихся носит
комплексный подход и предусматривает оценку достижений обучающихся
(портфолио) и оценку эффективности внеурочной деятельности лицея.
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности
происходит в трех формах:
оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках
одного
направления;
• индивидуальная оценка результатов
внеурочной деятельности
каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного
портфолио;

качественная и количественная оценка эффективности деятельности
лицея по направлениям внеурочной деятельности, полученная на
основании суммирования индивидуальных результатов учащихся и
коллективных результатов групп обучающихся.
Представление коллективного результата, полученного группой
обучающихся, в рамках одного направления может проводиться по
окончании учебной четверти в форме творческой презентации.
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности
не проводится. Результативность освоения программы внеурочной
деятельности определяется на основе участия обучающихся в
конкурсных
мероприятиях,
выполнения
творческих
работ,
представления «Портфолио».

•

Содержание внеурочной деятельности, 10 класс
Название раздела

Содержание

Форма
организации

Модуль «Основы
финансовой
грамотности»

Потребление или инвестиции? Активы в трех
измерениях. Как сберечь личный капитал?
Модель трех капиталов. Как сберечь личный
капитал. Риски предпринимательства. Бизнесинкубатор. Бизнесплан. Государство и малый
бизнес. Бизнес подростков и идеи. Молодые
предприниматели. Кредит и депозит. Расчетнокассовые операции и риски, связанные с ними.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Модуль
«Основы
читательской
грамотности»

Определение основной темы и идеи в
драматическом произведении. Учебный текст
как источник информации. Сопоставление
содержания текстов официально – делового
стиля. Деловые ситуации в текстах. Применение
информации из текста в измененной ситуации.
Типы текстов: текст- инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы, законы).
Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы
задач на грамотность. Информационные задачи.
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,
договоры.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Модуль «Основы
математической
грамотности»

Информация в форме таблиц, диаграмм
столбчатой или круговой, схем. Применение
формул в повседневной жизни. Формулировка
ситуации на языке математики. Применение
математических
понятий,
фактов.
Интерпретация, использование и оценивание
математических результатов.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Модуль
«Основы
естественнонаучно
й грамотности»

Применение естественнонаучных знаний для
объяснения различных явлений. Распознавание,
использование и создание объяснительных
моделей и представлений. Научное обоснование
прогнозов о протекании процесса или явления.
Объяснение принципа действия технического
устройства или технологии.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Тематическое планирование,
10 класс
№
п/п

Название темы

Кол-во Теор Практ
Часов

Модуль «Основы финансовой грамотности»
1.

Потребление или инвестиции?

1

2.

Активы в трех измерениях. Как сберечь личный
капитал?

1

1

3.

Модель трех капиталов.

1

1

4.

Риски предпринимательства.

1

5.

Бизнес- инкубатор. Бизнес-план.

1

6.

Государство и малый бизнес.

1

1

1

1

7. Бизнес

подростков и
идеи.
Молодые предприниматели.

1

1
1

8.

Кредит и депозит.

1

1

9.

Расчетно-кассовые операции и риски,
связанные с ними.

1

1

1

1

10

Модуль «Основы читательской
грамотности»
Определение основной темы и идеи в
драматическом произведении.

11

Учебный текст как источник информации.

1

1

12

Сопоставление содержания текстов официально
– делового стиля. Деловые ситуации в текстах.

1

1

13

Применение информации из текста в
измененной ситуации.

1

1

14

Типы текстов: текст- инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы, законы).

1

15

Поиск ошибок в предложенном тексте.

1

1

16

Типы задач на
грамотность.
Информационные задачи.

1

1

1

Дата
По
плану

фактич

Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,
договоры.

17

1

1

Модуль «Основы математической грамотности»
1819

Информация в форме таблиц,
столбчатой или круговой, схем.

2021
2223
2425
2627

диаграмм

2

1

1

Применение формул в повседневной жизни.

2

1

1

Формулировка ситуации на языке математики.

2

1

1

Применение математических понятий, фактов.

2

1

1

Интерпретация, использование и оценивание
математических результатов.

2

1

1

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
2829

Применение естественнонаучных знаний для
объяснения различных явлений.

2

1

1

3031

Распознавание, использование и создание
объяснительных моделей и представлений.

2

1

1

3233

Научное
обоснование прогнозов
о
протекании процесса или явления.

2

1

1

34

Объяснение принципа действия технического
устройства или технологии.

1

1

Содержание внеурочной деятельности,
11 класс
Название раздела

Содержание

Форма
организации

Модуль «Основы
финансовой
грамотности»

Удивительные факты и истории о деньгах.
Нумизматика.
«Сувенирные»
деньги.
Фальшивые деньги: история и современность.
Откуда берутся деньги? Виды доходов.
Заработная плата. Почему у всех она разная? От
чего это зависит?

Поисковые и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на

Собственность и доходы от нее. Арендная
плата,
проценты,
прибыль,
дивиденды.
Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как
заработать деньги? Мир профессий и для чего
нужно учиться? Личные деньги.

Модуль
«Основы
читательской
грамотности»

платформе РЭШ.
Видео-лекции,
мастер-классы,
семинары,
викторины
Образовательного
Альянса
Южной
Столицы «Сбер в
пример»,
«Финансовая
грамотность»
Поисковые и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

Формирование читательских умений с опорой на
текст и внетекстовые знания. Электронный текст
как источник информации. Сопоставление
содержания
текстов
научного
стиля.
Образовательные
ситуации
в
текстах.
Критическая оценка степени достоверности,
содержащейся в тексте информации. Типы
текстов: текст-аргументация (комментарий,
научное обоснование). Составление плана на
основе исходного текста. Типы задач на
грамотность. Аналитические (конструирующие)
задачи. Работа со смешанным текстом.
Составные тексты.
Модуль «Основы Числа и единицы измерения: время, деньги, Поисковые и
математической
масса, температура, расстояние. Вычисление научные
грамотности»
величины, применение пропорций прямо исследования
пропорциональных отношений для решения Диспут
проблем.
Текстовые
задачи,
решаемые Разбор заданий на
арифметическим способом: части, проценты, платформе РЭШ.
пропорция, движение, работа. Инварианты:
задачи на четность (чередование, разбиение на
пары). Логические задачи, решаемые с помощью
таблиц. Графы и их применение в решении
задач.
Модуль
Тело и вещество. Агрегатные состояния Поисковые и
«Основы
вещества. Масса. Измерение массы тел. Строение научные
естественнонаучно вещества.
исследования
й грамотности»
Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые Диспут
явления.
Тепловое
расширение
тел. Разбор заданий на
Использование явления теплового расширения платформе РЭШ.
для измерения температуры. Плавление и
отвердевание. Испарение и конденсация.
Кипение. Представления о Вселенной. Модель
Вселенной. Модель солнечной системы. Царства
живой природы.

Тематическое планирование,
11 класс
№
п/п

Название темы

Кол- Теорет Практи
Дата
во
.
ч
Часов
По
факти
плану ч

Модуль «Основы финансовой грамотности»
1

Удивительные факты и истории о деньгах.

1

1

2

Нумизматика. «Сувенирные» деньги.

1

1

3

Откуда берутся деньги? Виды доходов.

1

1

4

Заработная плата. Почему у всех она разная?
От чего это зависит?

1

1

5

Собственность и доходы от нее.

1

1

6

1

1

7

Арендная плата, проценты, прибыль,
дивиденды.
Социальные выплаты: пенсии, пособия.

1

1

8

Как заработать деньги? Личные деньги.

1

1

9

Мир профессий и для чего нужно учиться?

1

1

10

Модуль «Основы читательской грамотности»
Формирование читательских умений с опорой
1
на текст и внетекстовые знания.

1

11

Электронный текст как источник информации.

1

1

12

1

1

13

Сопоставление содержания текстов научного
стиля.
Образовательные
ситуации
в
текстах.
Критическая оценка степени достоверности,
содержащейся в тексте информации.

1

1

14

Типы текстов: текст-аргументация
(комментарий, научное обоснование).

1

1

15

Составление плана на основе исходного текста.

1

1

16

Типы задач на грамотность. Аналитические
(конструирующие) задачи.

1

1

17

Работа со смешанным текстом. Составные
1
тексты.
Модуль «Основы математической грамотности»

18

Числа и единицы измерения: время, деньги,
масса, температура, расстояние.

2

1

19-20

Вычисление величины, применение пропорций
прямо пропорциональных отношений для
решения проблем.

2

1

1

1

21-22

Текстовые задачи,
решаемые
арифметическим способом: части, проценты,
пропорция, движение, работа

23-24 Инварианты: задачи на
четность
(чередование, разбиение на пары).
25-26
27

28
29
30

Логические задачи, решаемые с помощью
таблиц.
Графы и их применение в решении задач.
Модуль «Основы естественнонаучной
грамотности»
Тело и вещество. Агрегатные состояния
вещества.
Масса. Измерение массы тел. Строение
вещества.
Атомы и молекулы. Модели атома.

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

31

Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Использование явления теплового расширения
для измерения температуры.

1

32

Плавление и
отвердевание. Испарение
и конденсация. Кипение.

1

33

Представления
о
Вселенной.
Модель
Вселенной. Модель солнечной системы.

1

1

34

Царства живой природы.

1

1

1

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Печатные пособия для учителя:
Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А. и др Читательская
грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1 − М.:
Просвещение, 2021.
Ковалева Г.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. и др. Математическая
грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.:
Просвещение, 2021.
Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л., Половникова А.В. и др. Финансовая
грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.:
Просвещение, 2021. - Ковалева Г.С., Пентин А.Ю., Заграничная Н.А. и др.
Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Часть 1. − М.: Просвещение, 2021
. Российский учебник. Институт стратегии развития образования.
[Электронный ресурс] https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2941962.pdf

Технические средства обучения: Интерактивная доска, ноутбук с
колонками и доступом к сети Интернет, принтер (при необходимости).
Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
Открытые on-line задания PISA https://fioco.ru/
-

Российская электронная школа https://resh.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».