МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Красноярского края УТВЕРЖДЕНО директор _____ Чалая И.Я. Приказ № 1 от «30» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности» в 10-11 классах Пояснительная записка. Рабочая программа внеурочной деятельности по основам функциональной грамотностисоставлена на основе следующих нормативных документов: - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ; - Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413" - Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; - Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 09-3564 «Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; - Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; - Устава МБОУ Березовской СОШ № 10; - Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы внеурочной деятельности: - Основной образовательной программы среднего общего образования (по ФГОС СОО) учреждения. Данная программа адресована учащимся 10-11 классов. В соответствии с учебным планом в 10 классе отводится 1 час в неделю (всего -34 часа); в 11 классе отводится 1 час в неделю (всего -34 часа). Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Предметные результаты: Обучающиеся научатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Обучающиеся овладеют универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое. У обучающихся формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем. Метапредметные результаты: • способность находит и извлекать информацию из разных текстов • способность применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; • анализ и интеграция информации, полученной из текста; • учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках личностно важной ситуации; • умение оценивать форму и содержание текста в рамках метопредметного содержания; • умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте национальной и глобальной ситуации; • умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных, естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания; • умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и предлагать пути решения. Личностные результаты: • умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; • формирование собственной позиции по отношению к прочитанному; • умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических и естественно-научных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; • способность оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны. Система оценки планируемых результатов Система оценки внеурочной деятельности обучающихся носит комплексный подход и предусматривает оценку достижений обучающихся (портфолио) и оценку эффективности внеурочной деятельности лицея. Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит в трех формах: оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках одного направления; • индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио; качественная и количественная оценка эффективности деятельности лицея по направлениям внеурочной деятельности, полученная на основании суммирования индивидуальных результатов учащихся и коллективных результатов групп обучающихся. Представление коллективного результата, полученного группой обучающихся, в рамках одного направления может проводиться по окончании учебной четверти в форме творческой презентации. Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится. Результативность освоения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия обучающихся в конкурсных мероприятиях, выполнения творческих работ, представления «Портфолио». • Содержание внеурочной деятельности, 10 класс Название раздела Содержание Форма организации Модуль «Основы финансовой грамотности» Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Как сберечь личный капитал. Риски предпринимательства. Бизнесинкубатор. Бизнесплан. Государство и малый бизнес. Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели. Кредит и депозит. Расчетнокассовые операции и риски, связанные с ними. Поисковые и научные исследования Диспут Модуль «Основы читательской грамотности» Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов официально – делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Применение информации из текста в измененной ситуации. Типы текстов: текст- инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры. Поисковые и научные исследования Диспут Модуль «Основы математической грамотности» Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Применение формул в повседневной жизни. Формулировка ситуации на языке математики. Применение математических понятий, фактов. Интерпретация, использование и оценивание математических результатов. Поисковые и научные исследования Диспут Модуль «Основы естественнонаучно й грамотности» Применение естественнонаучных знаний для объяснения различных явлений. Распознавание, использование и создание объяснительных моделей и представлений. Научное обоснование прогнозов о протекании процесса или явления. Объяснение принципа действия технического устройства или технологии. Поисковые и научные исследования Диспут Тематическое планирование, 10 класс № п/п Название темы Кол-во Теор Практ Часов Модуль «Основы финансовой грамотности» 1. Потребление или инвестиции? 1 2. Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал? 1 1 3. Модель трех капиталов. 1 1 4. Риски предпринимательства. 1 5. Бизнес- инкубатор. Бизнес-план. 1 6. Государство и малый бизнес. 1 1 1 1 7. Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели. 1 1 1 8. Кредит и депозит. 1 1 9. Расчетно-кассовые операции и риски, связанные с ними. 1 1 1 1 10 Модуль «Основы читательской грамотности» Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. 11 Учебный текст как источник информации. 1 1 12 Сопоставление содержания текстов официально – делового стиля. Деловые ситуации в текстах. 1 1 13 Применение информации из текста в измененной ситуации. 1 1 14 Типы текстов: текст- инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). 1 15 Поиск ошибок в предложенном тексте. 1 1 16 Типы задач на грамотность. Информационные задачи. 1 1 1 Дата По плану фактич Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры. 17 1 1 Модуль «Основы математической грамотности» 1819 Информация в форме таблиц, столбчатой или круговой, схем. 2021 2223 2425 2627 диаграмм 2 1 1 Применение формул в повседневной жизни. 2 1 1 Формулировка ситуации на языке математики. 2 1 1 Применение математических понятий, фактов. 2 1 1 Интерпретация, использование и оценивание математических результатов. 2 1 1 Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 2829 Применение естественнонаучных знаний для объяснения различных явлений. 2 1 1 3031 Распознавание, использование и создание объяснительных моделей и представлений. 2 1 1 3233 Научное обоснование прогнозов о протекании процесса или явления. 2 1 1 34 Объяснение принципа действия технического устройства или технологии. 1 1 Содержание внеурочной деятельности, 11 класс Название раздела Содержание Форма организации Модуль «Основы финансовой грамотности» Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Поисковые и научные исследования Диспут Разбор заданий на Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные деньги. Модуль «Основы читательской грамотности» платформе РЭШ. Видео-лекции, мастер-классы, семинары, викторины Образовательного Альянса Южной Столицы «Сбер в пример», «Финансовая грамотность» Поисковые и научные исследования Диспут Разбор заданий на платформе РЭШ. Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Критическая оценка степени достоверности, содержащейся в тексте информации. Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты. Модуль «Основы Числа и единицы измерения: время, деньги, Поисковые и математической масса, температура, расстояние. Вычисление научные грамотности» величины, применение пропорций прямо исследования пропорциональных отношений для решения Диспут проблем. Текстовые задачи, решаемые Разбор заданий на арифметическим способом: части, проценты, платформе РЭШ. пропорция, движение, работа. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их применение в решении задач. Модуль Тело и вещество. Агрегатные состояния Поисковые и «Основы вещества. Масса. Измерение массы тел. Строение научные естественнонаучно вещества. исследования й грамотности» Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые Диспут явления. Тепловое расширение тел. Разбор заданий на Использование явления теплового расширения платформе РЭШ. для измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы. Царства живой природы. Тематическое планирование, 11 класс № п/п Название темы Кол- Теорет Практи Дата во . ч Часов По факти плану ч Модуль «Основы финансовой грамотности» 1 Удивительные факты и истории о деньгах. 1 1 2 Нумизматика. «Сувенирные» деньги. 1 1 3 Откуда берутся деньги? Виды доходов. 1 1 4 Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? 1 1 5 Собственность и доходы от нее. 1 1 6 1 1 7 Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. Социальные выплаты: пенсии, пособия. 1 1 8 Как заработать деньги? Личные деньги. 1 1 9 Мир профессий и для чего нужно учиться? 1 1 10 Модуль «Основы читательской грамотности» Формирование читательских умений с опорой 1 на текст и внетекстовые знания. 1 11 Электронный текст как источник информации. 1 1 12 1 1 13 Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Критическая оценка степени достоверности, содержащейся в тексте информации. 1 1 14 Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). 1 1 15 Составление плана на основе исходного текста. 1 1 16 Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. 1 1 17 Работа со смешанным текстом. Составные 1 тексты. Модуль «Основы математической грамотности» 18 Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. 2 1 19-20 Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. 2 1 1 1 21-22 Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа 23-24 Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). 25-26 27 28 29 30 Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их применение в решении задач. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы тел. Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31 Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. 1 32 Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. 1 33 Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы. 1 1 34 Царства живой природы. 1 1 1 1 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Печатные пособия для учителя: Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А. и др Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1 − М.: Просвещение, 2021. Ковалева Г.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. и др. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021. Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л., Половникова А.В. и др. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021. - Ковалева Г.С., Пентин А.Ю., Заграничная Н.А. и др. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021 . Российский учебник. Институт стратегии развития образования. [Электронный ресурс] https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2941962.pdf Технические средства обучения: Интерактивная доска, ноутбук с колонками и доступом к сети Интернет, принтер (при необходимости). Цифровые и электронные образовательные ресурсы: Открытые on-line задания PISA https://fioco.ru/ - Российская электронная школа https://resh.edu.ru/