МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Краснодарского края УТВЕРЖДЕНО директор _____ Чалая И.Я. Приказ № 1 от «30» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Семьеведение» для 10-11 классов ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее – программа) для 10– 11 классов составлена на основе положений и требований: – Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); – федеральной рабочей программы воспитания. При разработке программы использовались следующие нормативные документы: – Конституция Российской Федерации; – Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; – Семейный кодекс Российской Федерации. АКТУАЛЬНОСТЬ КУРСА Актуальность курса внеурочной деятельности «Семьеведение» в современных условиях обусловлена необходимостью разработки специальных программ обучения и воспитания, способствующих формированию у представителей молодого поколения приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям, включая ценности крепкой семьи, укрепляющих гражданское единство российского общества, направленных на решение демографических проблем в Российской Федерации. Семья – основа любого государства. Ведущими функциями семьи являются рождение и воспитание детей, передача духовнонравственного, социального и культурного опыта новому поколению. Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе посредством образования. Образование становится средством, обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи молодому поколению знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни. Важность обращения школы к семейной проблематике обусловлена, прежде всего, тем, что семья является одним из важнейших социальных институтов, формирующих в человеке основы его гражданской идентичности. Вместе с тем ценность семьи в сознании молодых людей зачастую девальвируется под воздействием негативного влияния элементов деструктивной идеологии. В этой связи формирование в сознании обучающихся ценности крепкой семьи, брака, многодетности является одной из основных задач системы общего образования в Российской Федерации. Создание программы курса «Семьеведение» для обучающихся 10–11 классов продиктовано важностью целенаправленной просветительской и воспитательной деятельности, которая предполагает: осознание семьи и традиционных семейных отношений как ценности в жизни современного человека; духовно-нравственных ценностей; ся культуры семейных отношений, уважения к старшим поколениям; и межличностных отношений в семье, соответствующих принятым в российском обществе традиционным духовно-нравственным ценностям. Программа предусматривает организацию разнообразной деятельности обучающихся с целью применения получаемых знаний для анализа жизненных ситуаций и решения проблем, возникающих в сфере семейных отношений. Приоритетное внимание в программе придается современным научнопедагогическим подходам, которые обеспечивают открытый диалог с учетом возрастных особенностей обучающихся. Новизна предлагаемого курса внеурочной деятельности заключается в том, что его содержание предполагает: выков и знаний в сфере семейных отношений, которые пригодятся им в жизни, станут важным компонентом, влияющим на их дальнейшую жизненную траекторию; матики не только с точки зрения современных научных позиций, но и с точки зрения ее ценностносмыслового и эмоционального восприятия обучающимися, а также их индивидуального жизненного опыта; ыков и познавательных интересов обучающихся, связанных с их ценностными установками на создание крепкой многодетной семьи и моделями поведения в сфере реальных семейных отношений. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Целью курса является введение молодых людей в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование про семейных ценностно-смысловых установок: брачности, многодетности, целомудрия. Изучение курса направлено на формирование: мейность и многодетность, чтобы обучающиеся связывали свое будущее именно с семейным образом жизни; зовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и таксономии семейных терминов; формирование у молодых людей основных представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики; российских семейных ценностей и принятие их для построения собственной семьи в будущем; дросткам в решении ими личных смысложизненных вопросов, связанных с семейными отношениями; своей гражданской и социальной идентичности как граждан России и продолжателей традиций рода и семьи; и обучающихся на создание крепкой, счастливой семьи, снижение и предотвращение рисков на пути к ее созданию; гической и духовно-нравственной безопасности в сфере семейных отношений. МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬЕВЕДЕНЬЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ Программа «Семьеведение» рассчитана на реализацию в течение 34 учебных часов в рамках внеурочной деятельности; данный курс может быть предложен обучающимся в качестве одного из существующих по выбору. Программа является содержательным и методическим ориентиром для составления педагогами рабочих программ. Предложенные элементы содержания и виды деятельности обучающихся должны быть конкретизированы с учетом возрастных особенностей и запросов обучающихся. Расширение содержания и видов деятельности связано с возможностью выбора педагогом различных вариантов учебнометодического обеспечения курса, а также с существующими условиями школьной информационно-образовательной среды. Освоение программы курса может быть организовано образовательной организацией во внеурочное время для 10-11 классов. Программа предусматривает выделение проблем, которые могут стать как предметом дискуссии, так и основой для проектной деятельности обучающихся. Темы проектов выбираются учителем с учетом региональной специфики. Содержательные элементы программы позволяют организовать на их основе практическую и поисковоисследовательскую деятельность, результаты которой могут быть использованы при реализации обучающимися индивидуальных проектов. Особенность программы внеурочной деятельности состоит в том, что в ней в краткой обобщенной форме представлены все основные аспекты семейной проблематики (исторические, социокультурные, правовые, экономические, психологические, нравственные), позволяющие обучающимся ознакомиться с основами семьеведения. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬЕВЕДЕНИЯ Данный курс включает в себя лекционные занятия с практическими уроками. На занятиях рассматривается темы в индивидуальном, дискуссионном и интерактивном виде. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ» Курс «Семьеведение» для 10-11 классов представляет собой комплексное изучение семейных отношений, роли родителей и важности семьи в жизни человека и общества. В результате изучения данного курса, учащиеся будут развивать навыки и знания, необходимые для успешной роли родителей в будущем. 10 КЛАСС Дети и их значение в жизни: Что значит быть родителем. В этом разделе учащиеся узнают о роли детей в жизни родителей, о том, какие ответственности лежат на плечах родителей и о взаимоотношениях внутри семьи. Дети и их значение в жизни. Что значит быть родителем? Подготовка к появлению ребенка в семье. Зарождение новой жизни. Течение беременности. Молодая семья с первенцем. Появление других детей, отношения. Практическая работа по теме: «Дети и их значение в жизни: Что значит быть родителем» Семья с детьми подросткового возраста. В этом разделе рассматриваются особенности подросткового возраста, роль родителей в поддержке и воспитании подростков, а также развитие самостоятельности и ответственности у подростков. Семья с детьми подросткового возраста. Профессиональное становление подростка: участие родителей. Конфликты между подростком и родителями. Выход повзрослевших детей из семьи. Практическая работа по теме: «Семья с детьми подросткового возраста». Развод и его последствия В этом разделе рассматриваются причины развода, факторы, влияющие на семейные отношения, а также последствия развода для детей и родителей. Факторы влияющие на семейные отношение. Причины развода. Справления с эмоциональным стрессом после развода. Последствия развода для детей и родителей. Практическая работа по теме: «Развод и его последствия» Как быть семьей? В этом разделе рассматриваются традиционные и современные семейные роли, равенство полов в семье и его значение для гармоничных отношений. Семья и общество. Семейные ценности и традиции. Семейные роли и равенство. Семья и технологии. Семья и здоровье. Семья и финансы Практическая работа по теме «Введение семейного бюджета». Семья и межличностные отношения 11 КЛАСС Как создать семью? В этом разделе рассматриваются нормативные правовые аспекты для создания семьи. Осознанный зрелый выбор о решении вступить в брак. Брачный возраст. Что такое Брак. Основные нормативные акты о браке. Порядок регистрации брака в Российской Федерации. Ограничения на регистрацию брака. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак. Браки российских граждан с иностранцами. Брачный договорю. Практическая работа по теме «Регистрация Брака». Молодая семья В этом разделе рассматриваются нормативные правовые аспекты и федеральные программы которые помогают молодым семьям. Молодая семья - это ...? Программа «Молодая семья». Пособие по беременности и родам. Единовременное пособие при рождении ребѐнка. Единое пособие на детей. Материнский капитал. Практическая работа по теме «Молодая семья» Благоприятный климат в семье В этом разделе рассматриваются все меры предостережения для избежание распада семьи. Пути выхода из возникшего конфликта. Разнообразие форм совместных семейных дел. Важность семейных праздников. Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни. Совместный отдых семьей. Практическая работа по теме «Благоприятный климат в семье». Права и обязанности родителей и детей В этом разделе рассматриваются такие вопросы такие как права и обязанности супругов и их детей. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права и обязанности супругов. Совместная собственность, движимое и недвижимое имущество семьи. Наследство и наследники, дарение и другие сделки с семейным имуществом. Имущество, нажитое до регистрации брака. Права и обязанности ребенка в семье. Права несовершеннолетних детей на владение, пользование и распоряжение имуществом. Обязанности совершеннолетних детей по отношению к своим родителям и родственникам. Опекунство и усыновление. Права и обязанности родителей в отношении родных детей Права и обязанности родителей в отношении детей, взятых под опеку. Практическая работа по теме «Права и обязанности родителей и детей». ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Реализация программы курса внеурочной деятельности «Семьеведение» направлена на обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) гражданское воспитание: –готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи; –понимание роли семьи как социального института в жизни человека; –обретение положительного образа семьи, родительства (отцовства и материнства), освоение традиционных семейных ценностей России; –готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительской семье, классе, школьном коллективе; –понимание роли семьи как социального института в жизни человека; 2) патриотическое воспитание: –осознание российской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒ России, семейных традиций народов России; 3) духовно-нравственное воспитание: –ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора в семейных отношениях, готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции традиционных духовно-нравственных ценностей, а также правовых норм; –способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к созданию крепкой, гармоничной семьи; 4) эстетическое воспитание: –восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; 5) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: –осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; –соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведения в интернет-среде; 6) трудовое воспитание: –установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность, уважение к труду и результатам трудовой деятельности; 7) ценности научного познания: –овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира с учетом семейных традиций народов России; 8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: –освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью; –умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: – выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; – выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; – делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии. Базовые исследовательские действия: – проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; – оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; – самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования; – прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: – применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; – выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; – самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; – эффективно запоминать и систематизировать информацию. Коммуникативные универсальные учебные действия: – воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; – выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; – распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; – знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; – понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; – в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; – сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; – публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; – самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: – выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; – ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решений в группе); – составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения); – делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; – давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; – учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; – объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; – вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; – оценивать соответствие результата цели и условиям; – ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; – регулировать способ выражения эмоций. Совместная деятельность: – понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; – принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; – уметь обобщать мнения нескольких людей; – планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); – выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; – оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; – сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ – освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли каждого члена семьи, важности семьи как базового социального института; социокультурной сущности семьи и ее роли в современном обществе; содержании и значении социальных норм, регулирующих семейные отношения, включая правовые нормы; – осознание значимости крепкой семьи, брака как ценности в современном обществе; умение характеризовать семейные отношения как традиционную российскую духовнонравственную ценность; осознание значимости семейных традиций в истории народов России; формирование понимания роли семьи в освоении норм морали и нравственности, гуманизма, милосердия, справедливости, взаимопомощи, коллективизма, преемственности истории нашей Родины; – умение характеризовать особенности семейных отношений с использованием источников разных типов (текстами, иллюстрациями, аудиои видеоматериалами); – умение использовать полученные знания: для устного и письменного описания традиций семьи, роли каждого члена семьи; для описания традиций своей семьи, для написания ее родословной; – умение использовать цифровые технологии для создания родословной, поиска и моделирования дома, создания финансового плана семьи и др.; – умение аргументировать роль здорового образа жизни для каждого члена семьи; – умение выстраивать бесконфликтное общение с родственниками, в том числе со старшими членами семьи; – умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье, общения с родителями, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дальними родственниками; – умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи; – овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете; – умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека в семье, личным социальным опытом, используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, включая вопросы, связанные с личными и семейными финансами, в том числе при планировании семейного бюджета. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС № Наименование разделов и Количе Основное содержание Основные п/п тем программы ство виды часов деятельности 1 Дети и их значение в 10 жизни: Что значит быть родителем В этом разделе учащиеся Письменные узнают работы о роли детей в жизни родителей, о том, какие ответственности лежат на плечах родителей и о взаимоотношениях внутри семьи. 2 Семья с детьми 8 подросткового возраста 3 Развод и его последствия 4 4 Как быть семьей? 12 В этом разделе рассматриваются особенности подросткового возраста, роль родителей в поддержке и воспитании подростков, а также развитие самостоятельности и ответственности у подростков. В этом разделе рассматриваются причины развода, факторы, влияющие на семейные отношения, а также последствия развода для детей и родителей. В этом разделе рассматриваются традиционные и современные семейные роли, равенство полов в семье и его значение для гармоничных отношений. Письменные работы Письменные работы Письменные работы ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 34 ПО ПРОГРАММЕ 11 КЛАСС № п/п Наименование разделов и Количе Основное содержание тем программы ство часов Основные виды деятельности 1 Как создать семью? 10 Письменные работы 2 Молодая семья 6 В этом разделе рассматриваются нормативные правовые аспекты для создание семьи. В этом разделе рассматриваются нормативные правовые аспекты Письменные работы 3 Благоприятный климат в 6 семье 4 Права и обязанности 12 родителей и детей и федеральные программы которые помогают молодым семьям. В этом разделе рассматриваются все меры предостережения для избежание распада семьи. В этом разделе рассматриваются такие вопросы такие как права и обязанности супругов и их детей. Письменные работы Письменные работы ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 34 ПО ПРОГРАММЕ 7 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС Тема урока Количество часов Всего Практические работы Дети и их значение в жизни 1 Что значит быть родителем? 1 Подготовка к появлению ребенка в 1 семье Подготовка к появлению ребенка в 1 семье Зарождение новой жизни. Течение 1 беременности Зарождение новой жизни. Течение 1 беременности Молодая семья с первенцем 1 8 Молодая семья с первенцем 1 9 10 Появление других детей, отношения Практическая работа по теме: "Дети и их значение в жизни: Что значит быть родителем" Семья с детьми подросткового возраста Семья с детьми подросткового возраста Профессиональное становление подростка: участие родителей Профессиональное становление подростка: участие родителей Конфликты между подростком и 1 1 № п/п 1 2 3 4 5 6 11 12 13 14 15 1 1 1 1 1 1 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 родителями Конфликты между подростком и родителями Выход повзрослевших детей из семьи Практическая работа по теме: "Семья с детьми подросткового возраста" Факторы влияющие на семейные отношение Причины развода Справления с эмоциональным стрессом после развода. Последствия развода для детей и родителей Практическая работа по теме: "Развод и его последствия" Семья и общество Семья и общество Семейные ценности и традиции Семейные ценности и традиции Семейные роли и равенство Семейные роли и равенство Семья и технологии Семья и здоровье Семья и здоровье Семья и финансы Практическая работа по теме "Введение семейного бюджета" Семья и межличностные отношения ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 4 11 КЛАСС № п/п Тема урока 1 Осознанный зрелый выбор о решении вступить в брак Брачный возраст Что такое Брак Основные нормативные акты о браке Порядок регистрации брака в Российской Федерации Ограничения на регистрацию брака Медицинское обследование лиц, вступающих в брак Браки российских граждан с иностранцами Брачный договор Практическая работа по теме "Регистрация Брака" Молодая семья - это ...? 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Количество часов Всего Практические работы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Программа «Молодая семья» Пособие по беременности и родам Единовременное пособие при рождении ребѐнка Единое пособие на детей. Материнский капитал Практическая работа по теме "Молодая семья" Пути выхода из возникшего конфликта Разнообразие форм совместных семейных дел Важность семейных праздников Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни Совместный отдых семьей Практическая работа по теме "Благоприятный климат в семье" Личные права и обязанности супругов Имущественные права и обязанности супругов Совместная собственность, движимое и недвижимое имущество семьи Наследство и наследники, дарение и другие сделки с семейным имуществом Права и обязанности родителей в отношении родных детей и детей, взятых под опеку Права и обязанности ребенка в семье Права несовершеннолетних детей на владение, пользование и распоряжение имуществом Обязанности совершеннолетних детей по отношению к своим родителям и родственникам Опекунство и усыновление Права и обязанности родителей в отношении родных детей Права и обязанности родителей в отношении детей взятых под опеку Практическая работа по теме "Права и обязанности родителей и детей " ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 4 ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ В процессе изучения курса «Семьеведение» учащиеся будут оцениваться и контролироваться с целью проверки усвоения материала и развития необходимых навыков. Для этого будут использоваться различные формы контроля и оценки результатов. Ниже представлены основные формы контроля и оценки, которые могут быть использованы в процессе обучения: 1. Устный опрос: Учащимся могут задаваться вопросы на уроках, чтобы проверить их знания и понимание изучаемого материала. Опрос может быть индивидуальным или групповым. 2. Письменные работы: В ходе обучения учащимся могут предлагаться задания на написание эссе, рефератов, ответов на вопросы и других письменных работ. Это позволяет проверить их способность анализировать и выражать свои мысли. 3. Практические работы: закрепляют изученный раздел материала и дает возможность сделать анализ усвоение учеником пройдѐнного раздела. 4. Проектная деятельность: Учащиеся могут выполнять проекты, связанные с изучаемым материалом. Проекты позволяют развивать творческое мышление, исследовательские навыки и умение работать в команде. Оценка проектов может осуществляться по критериям, заранее обговоренным с учащимися. 5. Работа с источниками: Учащимся могут предлагаться задания на анализ и интерпретацию различных источников, таких как научные статьи, книги, фильмы и интернет-ресурсы. Это поможет развить навыки критического мышления и оценки информации. 6. Обсуждение и дебаты: Учащиеся могут принимать участие в обсуждении и дебатах по актуальным темам, связанным с семьеведением. Это поможет развить навыки аргументации, умение выступать публично и слушать других. 7. Портфолио: Учащиеся могут создавать портфолио, в котором будут собираться их работы, проекты, рефлексии и самооценка. Портфолио позволяет учащимся отслеживать свой прогресс и демонстрировать свои достижения. Все формы контроля и оценки результатов имеют свои преимущества и могут использоваться в разных ситуациях. Они позволяют учащимся продемонстрировать свои знания, навыки и понимание изучаемого материала. Важно, чтобы оценка была объективной, справедливой и позволяла учащимся развиваться и совершенствоваться