Семьеведение 5-9 классы 2024-2025 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского
края
муниципальное образование Абинский район
МБОУ СОШ №10

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ № 10
________________________
Чалая И.Я.
Приказ № 1 от «30» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Семьеведение» для 5-9 классов
основного общего образования

п. Ахтырский 2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа курса «Семьеведение» ориентирована на
учащихся 5-9 классов и разработана на основе следующих нормативно-правовых
документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"

Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утверждѐнный Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.09 №373

Рабочие программы. «Семьеведение» Е.Ф.Купецковой, Г.Н.Редя,
И.Ф.Смирнова
Цель курса: подготовка к семейной жизни, формирование представлений о
семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором
проходит основная часть жизни человека
Задачи:
- способствовать формированию убеждения о важности семьи, о святости
понятия «семья», необходимости беречь ее;
- способствовать воспитанию чувства привязанности к членам семьи, гордости
за их достижения;
- способствовать осознанию учащимися важности значения семьи в жизни
человека и общества, принятию ценностей семейной жизни, уважительному
отношению к членам семьи;
- развивать навыки терпимости к недостаткам членов семьи;
- раскрыть основные признаки и принципы существования и сохранения
счастливой семьи;
- определить роль членов семьи;
- способствовать формированию самостоятельности в решении семейных
проблем;
- добиться понимания учениками значения как самого труда в семье для
удовлетворения основных потребностей и обеспечения ее жизнедеятельности,
так и важности сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в его
организации;
-познакомить учащихся с такими признаками семьи, как совместный труд и
ведение домашнего хозяйства;
- формирование у школьников представления о понятии семейное хозяйство;
- способствовать формированию культурного поведения в семье;
- познакомить с правилами, которых должен придерживаться рачительный
хозяин и помочь овладеть ими;
- побудить учащихся к изучению истории своей семьи, ее традиций,
бережному их сохранению, составления родословной своей семьи;
- способствовать воспитанию уважительного отношения к пожилым членам
семьи;
- снижение асоциального поведения среди подростков
- формирование у учащихся основных представлений о семейной жизни;
- содействие усвоению учащимися собственной системы семейных
ценностей;

- способствовать формированию бережного отношения к семейным
документам и семейным реликвиям
- пробуждение у учащихся желания создать крепкую, счастливую семью;
- дать основы знаний по практической генеалогии и смежных с ней
дисциплин;
- прививать основные умения исследовательской работы;
- научить приемам оформления генеалогической информации, приемам
исследования разных генеалогических источников;
- научить правилам оформления исследовательской работы
- способствовать развитию родового самосознания детей, ценностного
отношения к семейно-родовой истории.
- развитие сотруднических отношений между педагогами и родителями,
формирование гуманных отношений между детьми и родителями;
- формирование убеждения о важности семьи в жизни человека,
укрепить привязанность к членам своей семьи;
- научить гордиться их достижениями, оказывать помощь старшим, заботиться
о младших и стариках.
Общая характеристика курса
Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики,
морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения,
сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды,
обучения и воспитания здорового образа жизни. Занятия проводятся в форме
лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим
занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое
моделирование.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой
жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков
образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами,
законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является
человек.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Семьеведение» в 5-9 классах отводится 34 часа в год, из
расчѐта 1 час в неделю. Программа реализуется на классных часах.
Занятия проводятся в следующих формах: изучение и обобщение материала,
анкетирование, интервьюирование, а также комбинированное занятие с элементами
практической работы, исследование, поиск, беседы, методы театрализации,
игрового моделирования, опросы. Изучаются методы
самодиагностики,
обработки полученных данных. В личностно-психологическом плане занятия
направлены на совершенствование общения, регуляцию настроения, и т.д.
Виды деятельности разнообразны: изобразительная, художественная,
графическая, чтение, работа со справочным и архивным материалом.
Формы контроля и проверки достижений ожидаемых результатов:
 в качестве текущего контроля используются опросы учащихся во время
занятий, проверка их исследовательских работ;

 в качестве средств итогового контроля применяется защита учащимися
своих творческих и исследовательских работ с последующим обсуждением в
группе;
 в качестве дополнительных средств контроля и проверки используются
личные наблюдения педагога за учащимися, индивидуальные беседы с учащимися и
их родителями.
Формы подведения итогов реализации факультативной образовательной
программы: выставка творческих и исследовательских работ, оформление летописи
семьи, конкурс сочинений, фотовыставки
У учащихся продолжится формирование ряда личностных качеств: любви к
своей семье, к ее истории, гордости за еѐ достижения, за свою семью и предков.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
- овладение навыкам составления герба семьи;
- овладение навыкам составления генеалогического древа семьи;
- овладение приѐмам общения с членами семьи;
- формирование навыка поиска информации и надлежащим образом еѐ
оформлять;
- формирование навыка работы в группах;
- овладение приѐмам саморегуляции и конструктивного решения
возникающих в семейной жизни проблем;
- понимание важности значения семьи в жизни человека и общества;
- понимание ценности семейной жизни, уважительно относиться к членам
семьи;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
-проговаривать последовательность действий на уроке.
-учиться высказывать своѐ предположение.
-учиться работать по предложенному учителем плану.
-самостоятельно формулировать тему и цели урока.
- оставлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность.
Познавательные УУД:
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять план,
таблицу, схему, подробно пересказывать небольшие тексты.
-осуществлять анализ и синтез.
-устанавливать причинно-следственные связи.
-строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
-слушать и понимать речь других; пользоваться приѐмами слушания.
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
-адекватно использовать речевые средства для
решения различных

коммуникативных задач;
-высказывать и обосновывать свою точку зрения.
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения.
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
-задавать вопросы.
Предметные результаты:
- знание истории своей семьи и своего рода в целом;
- знание основных понятий курса;
- знание системы родства и свойства, термины русского родства;
- знание происхождения имен и фамилий;
- знание функций и виды семей;
- знание признаков счастливой семьи, принципы существования и сохранения
счастливой семьи;
- знание навыков культурного поведения в семье;
- значение труда, важность сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в
организации труда, правила ведения домашнего хозяйства;
- знание традиций своей семьи, семейные реликвии, семейные праздники;

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс (32 часа + 2 часа резервное время)
1.
Семейная родословная (4 ч)
Представление детей о родственных связях, о семейной родословной.
Доброжелательное, уважительное отношение к своим родственникам, стремление
поддерживать добрые семейные отношения.
2.
Семья и здоровый образ жизни (4 ч)
Представление учеников о семье и здоровом образе жизни, об отношениях
членов семьи друг к другу. Интерес к семейным делам. Доброжелательное
отношение к членам семьи и другим людям.
3.
Особенности уклада, строя жизни семьи (4 ч)
Представление о ведении домашнего хозяйства. Планирование и организация
домашних дел, осознанное отношение к своим обязанностям в семье. Уважение к
труду старших.
4.
Незаменимость семьи для человека (4 ч)
Представления учеников о незаменимости семьи для человека, об отношениях
членов семьи друг к другу. Доброжелательное отношение к членам семьи и другим
людям.
5.
Преемственность поколений (4 ч)
Представление о преемственности поколений. Любовь и уважение к старшим
членам семьи.
6.
Содержание семейного общения (4 ч)
Представление о том, что семья – это коллектив людей, которым очень
хорошо вместе. Любовь и забота о каждом члене семьи.
7.
Современная семья глазами ребѐнка. Тест «Идеальная семья» (4 ч)
Представление учащихся о семье с их точки зрения. Знакомство учащихся с
особенностями семей своих одноклассников, семейными ценностями, традициями и
реликвиями каждой семьи в классе.
8.Урок с родителями «Наша семья» (4 ч)
Интерес, почтение и уважение к особенностям своей семьи, чувство гордости
за принадлежность к своей семье, школе, малой Родине, России.
Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тема занятия

Человек живет семьей
Мои родители
Бабушки и дедушки
Братья и сестры
Христианская семья
Наши имена
Генеалогическое древо семьи
Моя семья – часть моего народа (Беседа)
Святость материнства (Устный журнал)
Семейный досуг
Занятие семьи в свободное время (Коллективное
рисование)
12 Отдыхаем вместе (Экскурсия в парк)

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

13 Семья и здоровье
14 Роль медицинских работников в создании семьи
(выступление мед. работника)
15 Физическая культура (Разучивание комплекса
физических упражнений)
16 Спортивные игры в моей семье (Разучивание игр на
свежем воздухе)
17 Семья вместе - и душа на месте (Конкурс рисунков)
18 Семейные праздники. Изготовление подарков
(Практическая работа)
19 Семейные будни
20 Семейный бюджет
21 Сберегательная книжка
22 Наша дом – наша квартира
23 Дом и уют
24 Кто следит за порядком в доме и создает уют?
25 Как создать уют в своей комнате
26 Составление меню на выходной день для всей семьи
(игра)
27 Уход за комнатными растениями
28 Уход за домашними животными (Практическая работа)
29 Особенность уклада, строя жизни семьи
30 Как защитить свой дом (Дискуссии)
31 Интересные случаи в своей семье
32 Праздник семьи (Внеклассное мероприятие)
33 Обобщающее занятие
Итого (+ 1 резервный час)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

6 класс (34 часа)
Вводное занятие.
Уроки повторения изученного в 5 классе материала
«"Моя семья - чудесное место для жизни"» (3 ч)
Семья как пространство жизнедеятельности (3 ч).
Группы потребностей человека. Основные понятия: жизнедеятельность,
потребность,
Наши роли в семье (2 ч.)
Семейная роль. Внутрисемейные отношения. Поведение в семье. Качества
семьянина. Основные понятия: семейная роль.
Разговор об этикете (1 ч.)
Придворный этикет. Дипломатический этикет. Воинский этикет.
Общегражданский этикет. Правила общения. Основные понятия: этикет,
придворный этикет, дипломатический этикет, воинский этикет, общегражданский
этикет
Семейный этикет (2 ч)
Семейный этикет. Семейный этикет в разные эпохи. Основные понятия:
семейный этикет, взаимопонимание.
Добро, зло, терпимость (2 ч)
Добро. Зло. Терпимость. Правила, выполнение которых ведет к
взаимопониманию. Основные понятия: добро, зло, терпимость.
Доброта в нас и вокруг нас. (2 ч)
Культурное поведения в семье. Основные понятия: доброта,
сочувствие, сопереживание, помощь, ответственность, обязательность. Семья
в моей жизни.
Эти вредные конфликты. (2 ч.)
Конфликт. Виды конфликтов. Конфликт в семье. Причины конфликтов.
Ступени конфликта. Виды конфликта: конструктивные и неконструктивные.
Основные понятия:
конфликт, межличностный конфликт, эмоции.
Как преодолеть конфликт в семье (4 ч)
Конфликтные ситуации. Сотрудничество. Компромисс.
Приспособление. Избегание. Правила успешного общения в конфликтной
ситуации через посредника. Основные понятия: конфликт, консенсус, компромисс,
приспособление, избегание.
Твои права, подросток. Конвенция о правах ребенка. Права школьников.
(3 ч).
Конвенция о правах ребенка. Жизненные ситуации, где ребенок оказывается в
трудном положении. Права подростков. Права школьников. Основные понятия:
Конвенция о правах ребенка, жизненные ситуации, права подростков, права
школьников.
Ответственность. (3 ч).
Ответственность. Положительное и отрицательное влияние наших поступков
на близких, нас самих, на окружающих. Последствия ответственного поведения.
Основные понятия: ответственность, эгоизм, ответственность перед кем- то,
ответственность за кого-то
Ситуация успеха в твоей жизни. (3 ч).
Ситуация успеха. Правила создания ситуации успеха. Основные понятия:
успех, ситуация успеха,

Экономика семьи (3 ч.)
Ресурсы семьи: материальные, трудовые, энергетические, информационные,
финансовые. Семейный бюджет. Основные источник и дохода семьи:
фиксированные и переменные. Расходы семьи. Основные понятия: ресурсы семьи,
семейный бюджет, доходы, расходы.
Заключительный урок. Семейное жизнеустройство (1 ч.)
Тематическое планирование
№ Тема

1
2
3
4
5

6
7
8

9

10
11

12
13

Содержание

Кол- Дата
во
часов

Вводное занятие.
Итоги проектирования в 5 классе
1
«Моя семья - чудесное
место для жизни»
Уроки повторения изученного в 5 1
классе материала
(3 ч)
Викторина по семьеведению
1
Семья
как Группы потребностей человека.
пространство
Проживание
различных
жизнедеятельности
эмоционально
значимых
(3 ч).
жизненных событий
Основные
понятия:
жизнедеятельность, потребность,
Семейная роль. Внутрисемейные
Наши роли в семье
отношения.
(2 ч.)
Поведение в семье. Качества
семьянина. Основные понятия:
семейная роль.
Разговор об этикете
Придворный
этикет.
(1 ч.)
Дипломатический
этикет.
Воинский
этикет.
Общегражданский этикет. Правила
общения. Основные
понятия:
этикет,
придворный
этикет,
дипломатический этикет, воинский
этикет, общегражданский этикет
Семейный этикет.
Семейный этикет
(2 ч)
Семейный этикет в разные эпохи.
Основные понятия:
семейный
этикет, взаимопонимание.
Добро, зло, терпимость Добро. Зло. Терпимость.
(2 ч)
Правила, выполнение которых
ведет
к
взаимопониманию.
Основные понятия: добро, зло,
терпимость.

1
1

1
1
1

1

1
1

1
1

14 Доброта в нас и вокруг Культурное поведения в семье. 1
Основные понятия: доброта,
нас.
(2 ч)
сочувствие,
сопереживание,
помощь,
ответственность,
обязательность.
Семья в моей жизни.

15
16 Эти
конфликты.
(2 ч.)

1

вредные Конфликт. Конфликт в семье. 1
Причины конфликтов. Ступени
конфликта.

Виды конфликта: конструктивные 1
и неконструктивные. Основные
понятия:
конфликт,
межличностный
конфликт, эмоции.
преодолеть Конфликтные ситуации.
1
18 Как
конфликт в семье
19
Сотрудничество. Компромисс.
1
(4 ч)
17

20
21

22
23
24

25
26

27

Приспособление. Избегание.

1

Правила успешного общения в 1
конфликтной
ситуации
через
посредника. Основные понятия:
конфликт, консенсус, компромисс,
приспособление, избегание.
Твои
права, Конвенция о правах ребенка.
1
подросток. Конвенция
о
правах
ребенка. Жизненные ситуации, где ребенок 1
оказывается в трудном положении.
Права школьников.
Права
подростков.
Права 1
(3 ч).
школьников. Основные понятия:
Конвенция о правах ребенка,
жизненные
ситуации,
права
подростков, права школьников.
1
Ответственность. (3 ч). Ответственность.
Положительное и отрицательное 1
влияние наших поступков на
близких,
нас
самих,
на
окружающих.
Последствия
ответственного 1
поведения. Основные понятия:
ответственность,
эгоизм,
ответственность перед кем- то,
ответственность за кого-то

28 Ситуация успеха в

Ситуация успеха.

1

29 твоей жизни. (3 ч).

Правила создания ситуации успеха

1

30

Основные
понятия:
успех,
ситуация успеха,
Ресурсы семьи: материальные,
трудовые,
энергетические,
информационные, финансовые.
Семейный бюджет. Основные
источник
и
дохода
семьи:
фиксированные и переменные.
Расходы семьи. Основные понятия:
ресурсы семьи, семейный бюджет,
доходы, расходы.

1

31 Экономика семьи
(3 ч.)
32

33
34 Заключительный
урок.
Семейное
жизнеустройство (1 ч.)

1

1

1

1

в

7 класс (34 часа)
«Психологический микроклимат семьи»
Вводное занятие.
Уроки повторения изученного в 6 классе материала
«Семья. Этикет. Доброта и терпимость. Конфликты.
Ответственность. успех» (3 ч)
Брак как основа семьи. (2 ч)
Исторические корни брака. Понятие брака. Функции брака. Виды браков.
Особенности брачного выбора. Брачный возраст. Мотивы вступления в брак.
Любовь как основной мотив брака. Мотивы расторжения брака. Повторный брак и
его проблемы. Отличия брака от семьи. Основные понятия: брак, семья, любовь
Семья как социальный институт (2 ч.)
Социальные и индивидуально-личностные основы семьи.
Понятие традиционной и современной семьи как основных еѐ форм.
Супружеская семья и отношения между еѐ членами.
Социальные и асоциальные (альтернативные) модели семьи
Основные понятия: семья, социальный институт.
Социально-психологический статус семьи (2 ч.)
Основные понятия: социально-психологический статус, адаптация.
Социально-психологический климат в семье (2 ч.).
Микроклимат семьи, его влияние на детей. Социально-психологический
климат в семье и пути его достижения
Основное понятие: социально-психологический климат
Страна эмоций. Чувства и эмоции, которые мы переживаем (2 ч.)
Эмоции и их виды, чувства и их виды. Основные понятия: эмоции, чувства.
Чувства, которые мы переживаем в семье (3 ч)
Чувства, которые мы переживаем в семье. Способы преодоления
отрицательных чувств в семье. Основное понятие: чувства
Связанная с семьей тревожность (2 ч.)
Признаки тревожности в семье. Основные понятия:
тревожность.
Преодоление тревожности в семье (2 ч)
Здоровые способы преодоления тревожности в семье
Основные понятия: способы преодоления тревожности, расслабление
Как перестать беспокоиться (1ч.)
Беспокойство. Проявления беспокойства. Способы его преодоления. Основное
понятие: беспокойство
Как преодолеть страх (1ч.)
Страх. Проявления страха и способы его преодоления
Основное понятие: страх
Пойми меня (1ч.)
Основные понятия:
На пути к гармонии (1ч.)
Основное понятие: гармония
Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других
(1ч.)
Основные понятия: индивид, индивидуальность
Мое «Я» (1ч.)
Основные понятия: личность, самопознание

Скажи себе: «Сам» (1ч.)
Основные понятия: самопознание
Родители и дети (3 ч.)
Виды отношений между людьми. От кого зависят взаимоотношения в семье.
Основные понятия: сотрудничество, паритет, соревнование, конкуренция,
синтагонизм.
Семейное право в России: XXI век (2 ч.)
Семейные правоотношения.
«Права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса
Российской Федерации». Основные понятия: права, обязанности, Семейный кодекс
РФ
Я-ребенок! Я–гражданин! (1 ч.)
Основные понятия: ребенок, гражданин. Конвенция о правах ребенка, права и
обязанности подростков, школьников.
Тематическое планирование
Содержание
№ Тема

Кол- Дата
во
часов
1
1
1
1

1
2
3
4

Вводное занятие
Семья. Этикет. Доброта и
терпимость. Конфликты.
Ответственность. успех
(3 ч)

Цели и задачи курса
Семья. Этикет
Доброта и терпимость
Ответственность. успех

5

Брак как основа семьи.
(2 ч)

Исторические корни брака.
Понятие брака
Мотивы вступления в брак.
Любовь как основной мотив
брака.
Социальные
и
индивидуально-личностные
основы семьи
Понятие традиционной и
современной
семьи
как
основных еѐ форм.
Социально-психологический
статус семьи
Социальная адаптация семьи
Микроклимат семьи, его
влияние на детей
Социальнопсихологический климат в
семье и пути его достижения
Эмоции и их виды,
Чувства и их виды

6

7

Семья как
институт
(2 ч.)

социальный

8
Социальнопсихологический
статус
10 семьи (2 ч.)
11 Социальнопсихологический климат в
12 семье (2 ч.).
9

13 Страна эмоций. Чувства и
которые
мы
14 эмоции,
переживаем
(2 ч.)
15 Чувства,
которые
мы Чувства,

которые

1
1

1

1

1
1
1
1

1
1

мы 1

переживаем в семье
Анализ ситуаций
Способы
преодоления
отрицательных чувств в
семье
Связанная
с
семьей Признаки тревожности в
семье
тревожность
Основные понятия:
(2 ч.)
тревожность.
способы
Преодоление тревожности Здоровые
преодоления тревожности в
в семье
семье
(2 ч)
Основные понятия: способы
преодоления
тревожности,
расслабление
Беспокойство. Проявления
Как перестать
беспокойства. Способы его
беспокоиться
преодоления
(1ч.)
Страх. Проявления страха и
Как преодолеть страх
способы его преодоления
(1ч.)
Анкетирование учащихся
Пойми меня
(1ч.)
На пути к гармонии
Основное понятие: гармония
(1ч.)
Привет, ндивидуальность, Основные понятия: индивид,
индивидуальность
или чем я отличаюсь от
других (1ч.)
Основные понятия: личность,
Мое «Я» (1ч.)
самопознание
Основные
понятия:
Скажи себе: «Сам» (1ч.)
самопознание
Виды отношений между
Родители и дети (3 ч.)
людьми
От
кого
зависят
взаимоотношения в семье
Основные
понятия:
сотрудничество,
паритет,
соревнование, конкуренция,
синтагонизм
Семейное право в России: Семейные правоотношения.
XXI век (2 ч.)
Семейный кодекс РФ
Я
ребенок!
Я
– Конвенция о правах ребенка,
права
и
обязанности
гражданин! (1 ч.)
подростков, школьников.

переживаем в семье
16 (3 ч)
17

1
1

18

1

19
20

21

22

23
24
25
26

27
28
29
30
31

32
33
34

1
1

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1

8 класс (32 часа + 2 часа резервного времени)
Введение в дисциплину (1 ч)
Постановка целей и задач курса. Выбор тем для проектов
Понятие брака, его социальная сущность, функции и виды (2 ч)
Отличия брака от семьи. Брачный возраст и выбор партнера. Изучение новых
понятий, обсуждение функций, типов брака. Анализ социальных особенностей
личности при выборе партнера. Гомогенный и гетерогенный брак.
Мотивы расторжения брака. Повторный брак и его проблемы (1 ч)
Анализ объективных и субъективных мотивов расторжения брака для детей и
взрослых, проблем в повторном браке.
Гендерные отношения и трансформация гендерных ролей в современном
обществе (2 ч)
Изучение понятий «гендер», «гендерные роли», «гендерные отношения».
Понятие семьи, еѐ происхождения как социального института. Роль
семьи в обществе (1 ч)
Изучение понятия «семья», еѐ социальных и индивидуальных функций в
современном обществе.
Структура семьи, еѐ социальные типы и модели (2 ч)
Анализ типов семьи как малой группы в традиционном и современном
обществе, в западной и восточной культурах.
Демографическая ситуация в мире (2 ч)
Выступление с рефератами о демографических особенностях стран мира.
Социально-демографические особенности и тенденции развития
института семьи в Российской Федерации (1 ч)
Анализ данных статистики и демографии, существующих проблем, путей
изменения кризисного положения в институте семьи.
Подготовка к празднованию Дня матери (1 ч)
Учащиеся готовят рассказы о своих мамах, учат стихи и песни.
Проведение праздничного мероприятия, посвященного Дню матери (29
ноября)
Семейные отношения как объект права (1 ч)
Изучение Семейного кодекса РФ.
Порядок заключения и расторжения брака (1 ч)
Изучение процедуры заключения брака, технологии ведения записи актов
гражданского состояния.
Права и обязанности родителей и детей (2 ч)
Изучение правовых документов РФ по определению перечня прав и
обязанностей родителей и детей.
Семейный бюджет (1 ч)
Разработка собственного бюджета семьи, анализ различных вариантов
расходов и доходов семейного бюджета.
Отношение к детям в современной семье. Роль матери и отца в
воспитании детей (2 ч)
Анализ роли детей в современных семьях, трансформация отношений
родителей к детям на протяжении последних десятилетий. Ролевые установки
матери и отца в процессе воспитания ребенка.
Семья как среда общения и воспитания (1 ч)
Изучение семьи как этапа первичной социализации личности гражданина.
Типы воспитания детей родителями (1 ч)

Анализ методов воспитания детей, выбор оптимального варианта, анализ
причин выбора.
Типы семей с негативным воспитательным потенциалом (1 ч)
Анализ последствий
для детей ошибочных форм воспитательного
воздействия со стороны родителей.
Тактики семейного воспитания в различных типах семьи (1 ч)
Предложение собственных тактик семейного воспитания учащимися при
анализе различных типов семьи
Альтернативные формы брака и семьи (1 ч)
Поиск материалов в печати, в массовых журналах, сообщения на уроке.
Тенденции, причины развития альтернативных форм брачно-семейных
отношений (1 ч)
Анализ тенденций развития альтернативных вариантов брака и семьи в
современном мире.
Подготовка к празднованию Дня семьи (15 мая) (1 ч)
Работа над созданием презентации о своей семье – еѐ генеалогического
древа, рода занятий членов, выполняемых семейных обязанностей.
Значение семейных ценностей в современном мире (2 ч)
Анализ тенденций с сохранением или распадом семейных ценностей в
западных и восточных странах мира.
Роль семьи в годы Великой Отечественной войны (1 ч)
Написание эссе на тему «Моя семья, мой род в годы Великой Отечественной
войны»
Заключительные уроки. Подведение итогов (3 ч)
Тематическое планирование
№ Тема
Содержание
1

Введение в дисциплину
(1 ч)

2

Понятие
брака,
его
социальная
сущность,
функции и виды (2 ч)

3

4

5

6

7

Мотивы
расторжения
брака. Повторный брак и
его проблемы (1 ч)
Гендерные отношения и
трансформация
гендерных
ролей
в
современном обществе
(2 ч)
Понятие
семьи,
происхождения

еѐ
как

Кол-во Дата
часов
Постановка целей и задач 1
курса. Выбор тем для
проектов
Отличия брака от семьи. 1
Брачный возраст и выбор
партнера
Изучение новых понятий, 1
обсуждение
функций,
типов брака
Анализ объективных и 1
субъективных
мотивов
расторжения брака
Изучение понятий
1
«гендер», «гендерные
роли», «гендерные
отношения»
Гендерные отношения и 1
трансформация гендерных
ролей
Изучение понятия «семья», 1
еѐ
социальных
и

8

социального института.
Роль семьи в обществе
(1 ч)
Структура
семьи, еѐ
социальные
типы
и
модели (2 ч)

9
10 Демографическая
ситуация в мире (2 ч)
11
12 Социальнодемографические
особенности и тенденции
развития
института
семьи
в
Российской
Федерации (1 ч)
13 Подготовка
к
празднованию
Дня
матери (1 ч)
14 Семейные
отношения
как объект права (1 ч)
15 Порядок заключения и
расторжения брака (1 ч)

16 Права и обязанности
родителей и детей (2 ч)
17
18 Семейный бюджет (1 ч)

19 Отношение к детям в
современной семье. Роль
матери
и
отца
в
воспитании детей (2 ч)

20

индивидуальных функций
в современном обществе
Анализ типов семьи как 1
малой
группы
в
традиционном
и
современном обществе
Модели семьи
1
Выступление с рефератами
о демографических
особенностях стран мира
Выступление с рефератами
о демографических
особенностях стран мира
Анализ
данных
статистики и демографии,
существующих проблем,
путей
изменения
кризисного положения в
институте семьи
Учащиеся
готовят
рассказы о своих мамах,
учат стихи и песни
Изучение
Семейного кодекса РФ.
Изучение
процедуры
заключения
брака,
технологии ведения записи
актов
гражданского
состояния
Изучение
правовых
документов РФ
Изучение
правовых
документов РФ
Разработка собственного
бюджета семьи, анализ
различных
вариантов
расходов и доходов
семейного бюджета
Анализ роли детей в
современных
семьях,
трансформация отношений
родителей к детям на
протяжении последних
десятилетий
Ролевые установки матери
и
отца
в
процессе
воспитания ребенка.

1

1

1

1

1
1

1
1
1

1

1

методов
21 Семья
как
среда Анализ
общения и воспитания воспитания детей, выбор
оптимального варианта,
(1 ч)
анализ причин выбора
22 Типы
семей
с Анализ последствий для
детей ошибочных форм
негативным
воспитательного
воспитательным
воздействия со стороны
потенциалом (1 ч)
родителей
23 Тактики семейного
Предложение собственных
семейного
воспитания в различных тактик
воспитания учащимися
типах семьи (1 ч)
при анализе различных
типов семьи
материалов
в
24 Альтернативные формы Поиск
печати,
в
массовых
брака и семьи (1 ч)
журналах, сообщения на
уроке.
25 Тенденции,
причины
развития
альтернативных
форм
брачно-семейных
отношений (1 ч)
26 Подготовка
к
празднованию Дня семьи
(15 мая) (1 ч)

27
28

29

30
31
32

1

1

1

1

Анализ
тенденций 1
развития альтернативных
вариантов брака и семьи в
современном мире

Работа над созданием 1
презентации о своей семье
– еѐ генеалогического
древа,
рода
занятий
членов,
выполняемых
семейных обязанностей.
1
Значение
семейных Семейные ценности
ценностей в современном
Анализ
тенденций
с 1
мире (2 ч)
сохранением или распадом
семейных ценностей в
западных и восточных
странах мира
Роль семьи в годы Написание эссе на тему 1
Великой Отечественной «Моя семья, мой род в
годы
Великой
войны (1 ч)
Отечественной войны»
1
Заключительные уроки. Заслушивание эссе
Подведение итогов (3 ч)
Защита портфолио
1
Защита проектов

1

9 класс (32 часа+2 часа резервного времени)
Детство, супружество, родительство, родство, поколение (4 ч)
Основные понятия: семья, брак, супружество
Семья и экономика (4 ч)
Основные понятия: бюджет, экономика, деньги. Шесть шагов процесса по
планированию финансов. Основные способы защиты от нежелательных явлений
Семья и право (4 ч)
Основные понятия: норма, порядок, закон, семья. Основные принципы
законодательного регулирования семейных отношений. Условия вступления в брак
Семья и культура. Семейные ценности (4 ч)
Основные понятия: нравственный, ценный. Общая культура семьи,
проведение семейного досуга, духовные потребности семьи
Происхождение семьи. Семья и национальная культура (4 ч)
Основные понятия: семья, брак. Влияние закономерного развития общества на
процесс развития и становления семьи и становления семьи. Некоторые факты из
жизни семей великих людей
Особенности современной российской семьи (4 ч)
Основные понятия: семья, неполная семья, эмансипация женщин. Изменение
структуры семьи на протяжении истории. Социальный кризис в стране. Социальные
проблемы современной семьи
Изменение отношений в семье (4 ч)
Основные понятия: доверие, независимость
Конфликтные семейные ситуации и меры профилактики (4 ч)
Основные понятия: конфликт. Этапы последовательного поведения,
направленные на преодоление конфликтов Стратегии решения конфликтных
ситуаций
Тематическое планирование
№ Тема
Содержание
1 Детство,
супружество, Этапы развития человека
родительство, родство,
Виды супружеских отношений
2 поколение (4 ч)

Кол.часов Дата
1
1

3

Классификация семей

1

4

Родство, поколения

1

5
6
7

Семья и экономика (4 ч) Основные понятия: бюджет, 1
экономика, деньги
Шесть шагов процесса по 1
планированию финансов.
Доходы и расходы семьи
1

8
9
10

Семья и право (4 ч)

Основные способы защиты от
1
нежелательных явлений
Основные понятия: норма, 1
порядок, закон, семья
Основные
принципы 1
законодательного
регулирования
семейных

11

отношений.
Семейный кодекс РФ

1

12

Условия вступления в брак

1

13 Семья
и
культура. Семья и культура.
Семейные ценности (4
Семейные ценности
14 ч)
15
16
17
18

19
20
21

22
23
24
25
26
27
28

1
1

Основные
понятия: 1
нравственный, ценный
Общая
культура
семьи, 1
проведение семейного досуга
Происхождение семьи. История происхождения семьи 1
Семья и национальная
Особенности
семьи
на 1
культура (4 ч)
различных этапах развития
общества
Семья и национальная культура 1
Некоторые факты из жизни
семей великих людей
Основные понятия:
семья,
Особенности
современной российской неполная семья, эмансипация
женщин
семьи (4 ч)
Изменение структуры семьи на
протяжении истории
Социальный кризис в стране и
семья
Социальные
проблемы
современной семьи
Изменение отношений в Доверие и независимость
семье (4 ч)
Анкетирование учащихся

1
1

1
1
1
1
1

Степень
ответственности 1
членов семьи
Анкетирование учащихся
1

29 Конфликтные семейные Конфликт. Виды конфликтов
ситуации
и
меры
Этапы последовательного
30 профилактики (4 ч)
поведения, направленные на
преодоление конфликтов
Стратегии решения
31
конфликтных ситуаций
Поведение
человека
в
32
конфликтной ситуации

1
1

1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№
№
п/п
1.

2.

3.

4.

Наименование объектов и средств учебно- методического и
материально-технического обеспечения
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
«Семьеведение». Е.Ф.Купецковой, Г.Н.Редя, И.Ф.Смирнова
Печатные и демонстрационные пособия
Карточки с заданиями для 5-9 класса
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы,
указанными в программе и методических пособиях
Технические средства обучения (ТСО)
- Мультимедийное оборудование / интерактивная доска/
- Ноутбук
- Колонки
- Персональный компьютер с принтером
Экранно-звуковые пособия и MULTIMEDIA – поддержка
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы:
электронное приложение к учебнику, тренажеры, компьютерные
игры, презентации
-Презентации, соответствующие содержанию предмета
- Интернет и единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов ( http://school-collection.edu.ru/ )

Количество

1

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».