Курс внеурочной деятельности География Краснодарский край 9 класс 2024-2025 учебный год

Краснодарский край, Абинский район,
посѐлок Ахтырский
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
имени В.С. Носенко
муниципального образования Абинский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31 августа 2023 года
протокол №1
Председатель ________ Чалая И.Я.
подпись руководителя ОУ

Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ___курсу внеурочной деятельности «География Краснодарского края»
Уровень образования (класс) 9 классы основное общее образование
Количество часов 34
Учитель, разработчик программы

Редька Наталья Владимировна

Программа разработана в соответствии ФГОС ООО
На основе программы курса внеурочной деятельности «География
Краснодарского края» (авторы-составители: Голованова О.Б., зав. Кафедрой
естественнонаучного и экологического образования ГБОУ ИРО
Краснодарского края и др.).

Пояснительная записка.
Рабочая программа « География Краснодарского края» разработана с учетом
требований ФГОС ООО, Концепции развития географического образования в
РФ, Поручений Президента РФ по популяризации географии.
Данная программа рассчитана на изучение этого курса в рамках внеурочной
деятельности.
Основная цель курса – формирование у учащихся целостного представления
о геокультурном пространстве Краснодарского края, о закономерностях
существования и развития природы, общества и хозяйства.
Для достижения этой цели предлагается реализация следующих задач:
- освоение знаний об основных географических понятиях,
- географических особенностях природы, населении Краснодарского края о
разнообразии и целостности окружающей среды, путях ее сохранения и
рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности, использовать
один из «языков» международного общения - географическую карту,
современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и
демонстрации
различных
географических
данных;
применять
географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды,
решения географических задач, самостоятельного приобретения новых
знаний;
- воспитание любви к своей местности, своей стране, взаимопонимания
с другими народами, экологической культуры, позитивного отношения к
окружающей среде;
- формирование способности и готовности к использованию
географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению
окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней,
адаптации к условиям проживания на определенной территории,
самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как
сферы жизнедеятельности.
Рабочая программа предусматривает использование различных форм и
методов обучения и необходимость сочетания теории с практикой. Для этого
в нее включены практические, творческие и проектные работы, экскурсии,
наблюдения за погодой, практикумы и семинары. Практикумы представляют
собой небольшие практические работы, связанные, как правило, с работой с
картой, дополнительными источниками информации и позволяют сделать

вывод о фактических географических закономерностях. Творческие работы,
выполняемые по желанию индивидуально и в группах, предполагают
использование различных дополнительных источников информации,
материалов СМИ, Интернет-ресурсов. Они будут выполняться во внеурочное
время с последующим представлением результата своей работы. Учитель
вправе выбрать интересующие его формы проведения занятий.
Количество часов, отведенных на изучение курса «География
Краснодарского края», как отдельно взятый курс внеурочной деятельности
на 1 год обучения: 9 класс- 34 часа.
I. Планируемые результаты освоения курса
К личностным результатам относится формирование всесторонне
образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой
современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций,
идейнонравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения:
- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их
индивидуально-личностные позиции;
- осознание себя как члена общества на региональном и локальном уровнях
(гражданин Российской Федерации, житель Краснодарского края и
конкретного муниципального образования);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства своего края и
района;
- представление о Краснодарском крае как субъекте мирового
географического пространства, его месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства Краснодарского края как
среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их
исторических судеб;
- воспитание уважения к истории, культуре, национальным особенностям,
традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, понимание
необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране,
- овладение на уровне основного общего образования законченной системой
краеведческих знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях.
К метапредметным результатам освоения школьниками программы
«География Краснодарского края» относятся универсальные способы
деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в
реальных жизненных ситуациях:

- умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи,
выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать
достигнутые результаты;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми
представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях
гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и
поступки других людей;
- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с
выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести
дискуссию и т. п.
- умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы являются:
- формирование представлений о роли и месте географического краеведения
в системе научных дисциплин, его роли в решении современных
практических задач человечества;
- овладение основами краеведческих знаний;
- формирование представлений об основных географических понятиях,
географических
особенностях
природы,
населения
и
хозяйства
Краснодарского края, о разнообразии и целостности окружающей среды,
путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение элементарными практическими умениями применять приборы
для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
- формирование умений применять географические знания в повседневной
жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,
адаптации к условиям проживания на определенной территории,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как
сферы жизнедеятельности;

- формирование представлений об особенностях экологических проблем на
различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и
экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
выпускник научится:
- определять географическое положение Краснодарского края
- показывать границы, моря, омывающие Краснодарский край
- называть и показывать крупные формы рельефа
- делать описания отдельных форм рельефа по картам
- показывать на карте и называть месторождения полезных ископаемых
- объяснять закономерности их размещения
- называть факторы, влияющие на формирование климата Краснодарского
края
- составлять описание климата края
- приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность
жителей края
- называть и показывать реки и озера Краснодарского края
- используя карту давать характеристику отдельных водных объектов
- используя карту, называть типы почв и их свойства
- объяснять видовое разнообразие растительного и животного мира
- объяснять изменение природы края под влиянием деятельности человека
- называть меры по охране и рациональному использованию природных
ресурсов выпускник получит возможность научиться
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и
географические карты;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления,
сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе
известных характерных свойств и проводить их простейшую
классификацию;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту
и окружающей среде;
- проводить с помощью приборов измерения температуры атмосферного
давления, силы и направления ветра, направления и скорости течения водных
потоков;
- оценивать характер взаимодействия человека и компонентов природы
Краснодарского края, с точки зрения концепции устойчивого развития.

II. Содержание программы:
Раздел I. Экономическая география Краснодарского края (34 часа)
Введение (1 час).
Место и роль социальной и экономической географии Краснодарского края в
курсе (модуле) географии Краснодарского края
Тема 1. Экономико-географическое положение. Природные ресурсы (3 часа).
Понятие ЭГП. Экономико-географическое положение Краснодарского края и
своей местности. Административно-территориальное деление.
Понятие ресурсов. Роль природных ресурсов в жизни общества.
Ресурсообеспеченность как основа хозяйственного развития территории.
Экономическая, экологическая и природная классификации природных
ресурсов. Минеральные, земельные, водные, лесные ресурсы: запасы,
особенности размещения и потребления. Рекреационные ресурсы – особый
тип ресурсов современного развития, их возрастающее значение.
• Практическая работа № 1. Обозначение на контурной карте особенностей
ЭГП Краснодарского края и своей местности.
• Практическая работа № 2. Сравнительная характеристика экономикогеографического положения Краснодарского края и Приморского края.
• Практикум № 1. Анализ «Календаря погоды», составление климатограммы
по своим наблюдениям.
Тема 2. Население и трудовые ресурсы Краснодарского края (3 часа)
Численность населения и его воспроизводство. Возрастная и половая
структура. Этнический состав. Конфессиональный состав. Уровень жизни
населения Краснодарского края. Урбанизация, различия в соотношении
городского и сельского населения. Городское население Краснодарского
края. Численность, динамика, факторы роста, размещение, проблемы.
Уровень урбанизации Краснодарского края. Сравнение с другими регионами.
Размещение населения, сравнение с другими регионами. Население как
основа формирования трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы и их
размещение. Проблема безработицы и создания новых рабочих мест.
Миграции населения. Демографическая проблема как одна из глобальных
проблем современности, еѐ сущность, пути решения.
• Практическая работа № 3. Определение по статистическим материалам
основных показателей, характеризующих население Краснодарского края.
• Практическая работа № 4. Обозначение на контурной карте городов
Краснодарского края.
Тема 3. Общая характеристика хозяйства Краснодарского края (2 часа).
Факторы размещения производительных сил как совокупность определенных
условий, влияющих на размещение производства. Роль природных и

социально-экономических факторов в размещении производства. Сырьевой,
топливно-энергетический, водный, экологический факторы в размещении
производительных сил. Фактор наукоѐмкости.
Научно-техническая база - важный фактор размещения производства.
Значение населения как производителя и потребителя продукции в
размещении производства. Транспорт и его роль в размещении
производительных сил.
• Практикум №2. Определение факторов размещения предприятий
различных отраслей и транспорта.
Тема 4. География промышленности Краснодарского края (7 часов).
Добывающая промышленность Кубани. Отраслевой состав, динамика.
Факторы, определяющие еѐ развитие и сдвиги в размещении. Топливная
промышленность Краснодарского края. Значение отраслей для хозяйства.
Ресурсы (виды, запасы, размещение, обеспеченность, потребление) и их
география. Изменения в структуре использования отдельных видов
топливных и энергетических ресурсов.
Нефтяная и газовая промышленность. География добычи и потребления
нефти и газа в Краснодарском крае. Особенности хранения и
транспортировки нефти и нефтепродуктов, газа. Роль трубопроводного и
морского транспорта.
Электроэнергетика Краснодарского края - ключевая подотрасль топливноэнергетического комплекса. Основные типы электростанций и их
взаимодействие. Проблемы эффективного использования мощностей
электростанций.
Машиностроение на Кубани. Особенности развития и отраслевой структуры.
География основных отраслей современного машиностроения и еѐ
особенности. Изменение роли наукоѐмких (электронное, приборостроение,
робототехника и др.) и традиционных отраслей (тяжѐлое, транспортное,
сельскохозяйственное и др.). Ведущие производители машин и оборудования
на территории Краснодарского края.
Химическая промышленность Краснодарского края - важное звено НТП.
Развитие биотехнологии. Специфика сырьевой базы отрасли.
Полимеры в структуре получения конструкционных материалов. Роль
химической промышленности в осуществлении «зелѐной революции».
Отраслевая структура. География производства и потребления основных
видов продукции Краснодарского края.
Промышленность строительных материалов. Состав отрасли.
Предприятия. Географические и экологические аспекты размещения;
промышленность строительных конструкций и деталей; география и

особенности распределения по территории Краснодарского края.
Экологические проблемы.
Лесная промышленность и ее состав. Географические и экологические
аспекты размещения; география и особенности распределения по территории
Краснодарского края. Экологические проблемы.
Пищевая промышленность Краснодарского края. Состав отрасли. Роль в
экономике Краснодарского края и России. Современное состояние и
проблемы развития. Размещение предприятий на территории Краснодарского
края. Межотраслевые связи.
Лѐгкая промышленность, место в комплексе отраслей, вырабатывающих
потребительские товары. Изменение структуры и географии отраслей лѐгкой
промышленности Краснодарского края.
• Практикум № 3. Анализ географического положения своего населенного
пункта по отношению к источникам топлива и электроэнергии.
• Проектная работа № 1. Развитие альтернативной энергетики на территории
Краснодарского края.
• Практикум № 4. Описание и анализ влияния химического производства на
жизнь населенного пункта и природную среду.
• Практикум № 5.География поставок продукции лесной промышленности и
промышленности строительных материалов Краснодарского края.
• Практическая работа № 5. Знакомство (возможно, виртуальное) с одним из
предприятий Краснодарского края.
• Практическая работа № 6. Обозначение на контурной карте крупных
промышленных центров Краснодарского края
• Практикум № 6. Основные отрасли пищевой и легкой промышленности,
которые развиваются в нашем регионе.
Тема 5. География сельского хозяйства Краснодарского края (6 часов).
Общая характеристика агропромышленного комплекса Краснодарского края.
Структура сельскохозяйственного производства. Роль природных,
социально-экономических, исторических факторов в размещении важнейших
отраслей сельского хозяйства. Размещение важнейших отраслей земледелия
(производства зерновых, технических культур и др.) и животноводства
(скотоводство, свиноводство, овцеводство и др.) Краснодарского края.
Пищевая промышленность как важное звено агропромышленного комплекса.
Сущность продовольственной проблемы и пути еѐ решения.
Зональная специализация сельского хозяйства Кубани и география
размещения сельскохозяйственных зон.
• Практикум № 7. Определение отраслей животноводства, характерных для
Краснодарского края, по картам атласа и материалам СМИ.

• Практикум № 8. Определение специализации земледелия и
перерабатывающих предприятий в регионах Краснодарского края, по картам
атласа и материалам СМИ.
• Практическая работа № 7. Определение зональной специализации сельского
хозяйства Кубани и обозначение на контурной карте сельскохозяйственных
зон.
• Практическая работа № 8. Определение по статистическим материалам
основных показателей, характеризующих сельское хозяйство Краснодарского
края.
Тема 6. Транспортный комплекс Краснодарского края (3 часа).
Особая роль транспорта в развитии хозяйства Краснодарского края и
международном разделении труда. Изменение структуры и качества
транспортных средств в эпоху НТР. Общие показатели развития
транспортной системы и работы транспорта. Структура транспортного
комплекса Краснодарского края.
Морской транспорт, его роль в обеспечении международного разделения
труда. Типы и направления основных морских перевозок.
Особенности распределения тоннажа морского торгового флота.
Крупнейшие морские порты Краснодарского края.
Железнодорожный транспорт, его роль в международных и внутренних
перевозках грузов и пассажиров. Обеспеченность территории
Краснодарского края железными дорогами, их технический уровень и
особенности эксплуатации. Важнейшие магистрали.
Особенности размещения автомобильного транспорта Краснодарского края,
его особая роль.
Воздушный транспорт. Особая структура грузоперевозок воздушного
транспорта. География важнейших авиатрасс Краснодарского края.
Возрастающая роль трубопроводного транспорта. Основные направления
потоков нефти и газа.
• Практикум № 9. Анализ размещения своего населенного пункта
относительно транспортных магистралей.
• Практическая работа № 9. Обозначение на контурной карте крупных
транспортных узлов и магистралей Краснодарского края.
• Практическая работа № 10. Характеристика транспортного узла
Краснодарского края.
Тема 7. Рекреационный комплекс Краснодарского края (3 часа).
Классификация рекреационных ресурсов Краснодарского края.
Индустрия туризма как одна из наиболее динамично развивающихся форм
международной торговли услугами. Факторы развития туризма. Роль

международного туризма в экономике Краснодарского края. Влияние
индустрии туризма на национальную экономику и экономику региона.
• Творческая работа. Составление рекламного буклета для туриста
«Приглашаем в (населенный пункт своей местности)».
• Практическая работа № 11. Обозначение на контурной карте крупных
рекреационных центров Краснодарского края.
Тема 8. Инвестиционные проекты Краснодарского края (2 часа).
Специализация отдельных территорий Краснодарского края:
Центральный,
Причерноморский,
Горно-Предгорный,
Приазовский,
Северный.
Инвестиционная привлекательность Краснодарского края. Ресурсный
потенциал развития региона. Соотношение иностранных и российских
инвестиций в экономику региона. Характеристика структуры инвестиций по
отраслям, источникам финансирования.
• Проектная работа № 2. Участие своего муниципалитета в региональном и
федеральном географическом разделении труда.
• Проектная работа № 3.Районирование территории Краснодарского края по
специализации.
Тема 9. Экологическая ситуация в Краснодарском крае и пути еѐ улучшения
(2 часа).
Общая характеристика экологической ситуации Краснодарского края.
Виды антропогенного воздействия на окружающую среду. Влияние
промышленного и сельскохозяйственного производства на экологическую
обстановку Краснодарского края.
Экологический кризис и экологический оптимум. Экологический подход к
развитию региона. Экологическая политика. Пути улучшения экологической
ситуации в Краснодарском крае.
• Практическая работа № 12. Составление кратких характеристикобразов
районов из разных территорий Краснодарского края.
Обобщение
по
разделу
«Социально-экономическая
география
Краснодарского края» (2 часа).
Представление и защита образа территорий.

III. Тематическое планирование.
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Содержание

Количество
часов

Раздел I. Социально- экономическая география
Краснодарского края
Введение.
Тема 1. Экономико-географическое положение.
Природные ресурсы.
Тема 2. Население и трудовые ресурсы Краснодарского
края
Тема 3. Общая характеристика хозяйства
Краснодарского края
Тема 4. География промышленности Краснодарского
края
Тема 5. География сельского хозяйства Краснодарского
края
Тема 6. Транспортный комплекс Краснодарского края
Тема 7. Рекреационный комплекс Краснодарского края
Тема 8. Инвестиционные проекты Краснодарского
края.
Тема 9. Экологическая ситуация в Краснодарском крае
и пути еѐ улучшения.
Обобщение по разделу «Социально-экономическая
география Краснодарского края»

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения
учителей
естественно-математического цикла
от 31.08.2023 года № 1
руководитель МО _______________________

1
3
3
2
7
6
3
3
2
2
2

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ Редька Н.В.
подпись
Ф.И.О.
31.08.2023 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».