СОШ 10 Положение о нормах оценивания по учебным предметам

согласовано
на педагогическом совете

согласовано
на Управляющем совете

мБоу сош

Утверх<дено

J\ъ 10

Протокол J\b 1 от

frififrmtР''
'
'Ч**ý-

о норNtах
му н и ципаль н ого, бюджетlrо го общеобразовател ьного уч рýжден ия
средней обшцеобразбвательной школы NЬ 10 имени В.С. Носенко
муIIиципальIlого образования Абинский район

1.

Общие положения

1.1. Настоящее положение

обучающихся по

о

правилах оценивания достижений
Положение) в
учебным предметам (далее

муницип€шьном бюджетном общеобр€Lзовательном учреждении средней
общеобразовательной школе Jф 10 имени В.С. Носенко муницип,tльного
образования Абинский район устанавливает требования к оценке
результатов учебных достижений обучающихся по учебным предметам и
курсаМ, осваиваемым обучающимися в рамках основных образовательных
программ начаJIьного общего, основного общего и среднего общего
образования (далее - ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО).
1.2. Положение разработано на основании:
ФедерЕшьного закона от 29.|2.20|2 Ns 27З-ФЗ кОб образовании в
Росси йской Федерации) ;
. Порядка организации
и осуществления образовательной
деятельности по основным
образовательным программам нач€шьного общего, основного общего и
образования, утвержденным прик€вом
среднего общего
Мингlросвещения России от 22.0З.202l J\b 115;
. приказа Минпросвещения от 3|.05.2021 N9 28б <Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начаJIьного
общего образования);
приказа Минпросвещения от З1.05.202l J\Ъ 287 <Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования));
приказа Минобрнауки от 06.10.2009 Ns 373 <Об утверждении и
введении в действие федер€шьного государственного образовательного
стандарта начального общего образования)); Убрать , если все 1-4 классы
перешли на новый ФГОС

.

.

.

приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
 Федерального
государственного образовательного стандарта
среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от
17.05.2012 № 413;
 приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 569
от 18.07.2022 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования»;
 приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной
программы начального общего образования";
 приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 № 371 "Об утверждении федеральной образовательной
программы среднего общего образования";
 Федеральной образовательной программой основного общего
образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 №
370;
 приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и
науки от 04.04.2024 № 732 «Об утверждении Порядка учета результатов
региональных сопоставительных исследований качества общего
образования
федеральным
органом
исполнительной
власти,
осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования,
при проведении мероприятий по оценке качества образования»;
 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля
2024 года № 556 «Об утверждении перечня мероприятий по оценке
качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке
качества образования»;
 приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и
науки от 13.05.2024 № 1008 «Об утверждении состава участников,
сроков и продолжительности проведения всероссийских проверочных
работ
в
образовательных
организациях,
осуществляющих
образовательную деятельность по образовательным программам
начального общего, основного общего, среднего общего образования, а
также перечня учебных предметов, по которым проводятся
всероссийские проверочные работы в образовательных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по образовательным
программам начального общего, основного общего, среднего общего
образования, в 2024/2025 учебном году»;
 письма Минпросвещения от 13.01.2023 № 03-49 «О направлении
методических рекомендаций»;
 письма Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. № СК403/08 «О ведении журналов успеваемости и выставлении отметок»;


2

устава Школы.
1.3. Оценивание учебных достижений обучающихся при применении
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
осуществляется в соответствии с данным положением.


2. Система оценивания образовательных достижений обучающихся
2.1. Под оценкой образовательных достижений обучающегося понимается
определение и выражение в условных знаках – баллах, а также в
оценочных суждениях учителя степени соответствия знаний, умений и
навыков обучающегося требованиям к уровню подготовки школьников,
установленных ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО.
2.2. Целью оценивания образовательных достижений обучающихся
является определение степени освоения обучающимися ООП НОО, ООП
ООО и ООП СОО и готовности к продолжению обучения.
2.3. Оценка выражается в форме отметок (баллов) для обучающихся 2–11х классов.
2.4. Освоение образовательной программы учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля) образовательной программы сопровождается
текущим контролем успеваемости, промежуточной и итоговой
аттестацией обучающихся, результаты которых фиксируются в журнале
учета успеваемости и дневнике.
2.5. Целью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся
является
установление
соответствия
фактически
достигнутых результатов обучающихся, определенных в ООП,
разработанной в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО.
2.6. Текущий контроль успеваемости и результаты промежуточной
аттестации являются частью внутренней системы оценки качества
образования и отражают динамику индивидуальных образовательных
достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами
освоения основной образовательной программы соответствующего уровня
общего образования.
2.7. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в целях:
 определения уровня достижения обучающимися результатов,
предусмотренных образовательной программой;
 своевременной корректировки рабочей программы и учебного
процесса;
 информирования
обучающихся и их родителей (законных
представителей) о результатах обучения.
2.7.1. Текущий контроль включает тематическое оценивание,
представляющее собой процедуру оценки уровня достижения
планируемых результатов по теме.
2.7.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся 1-го класса в течение
учебного года осуществляется без балльного оценивания. Результаты и
3

динамика образовательных достижений каждого обучающегося 1-х
классов фиксируются учителем в листе индивидуальных достижений по
учебному предмету.
2.7.3. Текущий контроль успеваемости во 2-м и последующих классах
осуществляется по пятибалльной системе оценивания: 5 – «отлично», 4 –
«хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2 – «неудовлетворительно».
2.7.4. Текущий контроль успеваемости по предметам (учебным курсам)
части учебного плана, формируемой участниками образовательных
отношений, продолжительность которых составляет менее 36 часов в год,
осуществляется без балльного оценивания.
2.7.5. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному
учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей
освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальным
учебным планом.
2.7.6. Формами текущего контроля являются:
 письменная: письменный ответ учащегося на один или несколько
вопросов (заданий). К письменной проверке относятся: домашние,
проверочные,
лабораторные,
практические,
контрольные,
творческие работы;
 устная: устный ответ на один или несколько вопросов в форме
рассказа, беседы, собеседования, зачета или иной форме;
 комбинированная: предполагает сочетание письменных и устных
форм проверок в различном соотношении.
2.7.7. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые
результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом
планировании по учебному предмету.
2.7.8. Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и
направляющей
усилия
обучающегося,
включающей
его
в
самостоятельную оценочную деятельность) и диагностической,
способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником и
обучающимся существующих проблем в обучении.
2.7.9. Рекомендуемая накопляемость отметок текущего оценивания по
предметам – не менее трех текущих отметок за четверть.
2.7.10. Текущий контроль успеваемости по курсу ОРКСЭ (4-й класс) в
течение учебного года осуществляется без балльного оценивания.
Объектом оценивания по данному курсу становится нравственная и
культурологическая компетентность ученика.
2.8. Тематическое оценивание – это комплекс оценочных процедур,
проводимых в ходе текущего контроля успеваемости, с целью
определения уровня достижения планируемых результатов, которые
осваиваются в рамках изучения темы учебного предмета, курса, модуля.
2.8.1. Целью тематического оценивания является:
4

определение уровня достижения обучающимися результатов по
теме;
 своевременная корректировка рабочей программы и учебного
процесса;
 информирование
обучающихся и их родителей (законных
представителей) о результатах освоения темы.
2.8.2. Итогом тематического оценивания является средневзвешенная
отметка в электронном журнале по всем оценочным процедурам,
проведенным в рамках изучения темы.
2.8.3. Средневзвешенная отметка по теме и динамика ее изменений
формируются автоматически, отображаются в электронном журнале
учителя и дневнике ребенка.
2.8.4. Если тема является сквозной и изучается в различные учебные
периоды, то формирование средневзвешенной отметки происходит с
учетом всех периодов изучения темы.
2.8.5. Тематическое оценивание обеспечивает:
– обучающемуся – наличие отметок по каждой теме, понимание динамики
учебных результатов внутри темы и по отношению к другим темам;
– педагогическому работнику:
 отслеживание наличия оценочных процедур в рамках изучения
каждой темы;
 выявление
тем,
вызывающих
учебные
затруднения
у
обучающихся, и своевременную коррекцию учебного процесса.
2.8.6. Рекомендуемое количество оценочных процедур в каждой теме – не
менее одной за три урока.
2.9.5. Все четвертные, полугодовые, годовые отметки должны быть
выставлены не позднее последнего дня занятий.
2.9.6. Четвертные, полугодовые, годовые отметки рассчитываются
выставляются согласно Положению о формах, периодичности, порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся МБОУ СОШ № 10.


3. Критерии оценивания
3.1. При пятибалльной системе оценивания на всех уровнях обучения в
Школе применяются следующие общедидактические критерии:
Отметка «5 (отлично)» ставится в случае:
 знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема
образовательной программы, реализованной за оцениваемый
период;
 умения выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы,
устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи;
5

отсутствия ошибок и недочетов при воспроизведении изученного
материала, при устных ответах, устранения отдельных
неточностей с помощью дополнительных вопросов педагога;
 соблюдения культуры письменной и устной речи, правил
оформления письменных работ.
Отметка «4 (хорошо)» ставится в случае:
 знания всего изученного материала;
 умения выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы,
устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи,
применять полученные знания на практике;
 наличия незначительных (негрубых) ошибок при воспроизведении
изученного материала;
 соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи,
правил оформления письменных работ.
Отметка «3 (удовлетворительно)» ставится в случае:
 знания и усвоения материала на уровне минимальных требований
программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении,
необходимости незначительной помощи учителя;
 умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при
ответах на видоизмененные вопросы;
 наличия
1–2 грубых ошибок, нескольких негрубых при
воспроизведении изученного материла;
 незначительного
несоблюдения основных правил культуры
письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «2 (неудовлетворительно)» ставится в случае:
 знания и усвоения учебного материала на уровне ниже
минимальных требований программы;
 отсутствия
умения работать на уровне воспроизведения,
затруднения при ответах на стандартные вопросы;
 наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при
воспроизведении изученного материала;
 значительного
несоблюдения основных правил культуры
письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
3.2. Оценивание по учебным предметам осуществляется учителем с
учетом особенностей, установленным разделом 4 Положения.


4. Особенности оценивания по учебным предметам
4.1. Особенности оценивания по русскому языку
4.1.1. Оценка устных ответов обучающихся:
4.1.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
6

обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал,
дает правильные определения языковых понятий;
 обнаруживает полное понимание материала, может обосновать
свои суждения, применять знания на практике, привести
необходимые примеры не только по учебнику, но и
самостоятельно составленные;
 излагает материал последовательно и правильно с точки зрения
норм литературного языка.
4.1.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
 дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для
отметки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же
исправляет после замечаний учителя;
 допускает единичные погрешности в последовательности и языке
изложения.
4.1.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
 обнаруживает знание и понимание основных положений данной
темы, но:
 излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в
определении понятий или формулировке правил;
 не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои
суждения и привести свои примеры;
 излагает материал недостаточно последовательно и допускает
ошибки в языковом оформлении изложения.
4.1.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
 обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела
изученного материала;
 допускает ошибки в формулировке определений и правил,
искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает
материал.
4.1.2. Оценка письменных ответов обучающихся
4.1.2.1. Оценка диктантов
4.1.2.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
 выполнил безошибочную работу;
 допустил одну негрубую орфографическую или одну негрубую
пунктуационную ошибку.
4.1.2.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
 допустил две орфографических и две пунктуационных ошибки,
или одну орфографическую и три пунктуационных ошибки, или
четыре пунктуационных при отсутствии орфографических
ошибок;
 допустил три орфографических ошибки, если среди них есть
однотипные.
4.1.2.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:


7

допустил четыре орфографических и четыре пунктуационных
ошибки, или три орфографических и пять пунктуационных
ошибок, или семь пунктуационных ошибок при отсутствии
орфографических;
 допустил шесть орфографических и шесть пунктуационных
ошибок, если среди тех и других имеются по три однотипных
ошибки;
 в 5-м классе допускается выставление отметки «3» за диктант при
пяти орфографических и четырех пунктуационных ошибках.
4.1.2.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
 допустил до семи орфографических и семи пунктуационных
ошибок или шести орфографических и восьми пунктуационных
ошибок, пяти орфографических и девяти пунктуационных ошибок,
восьми орфографических и шести пунктуационных ошибок.
4.1.2.1.5. При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется
руководствоваться следующим:
 отметка «5» ставится, если обучающийся выполнил все задания;
 отметка «4» ставится, если обучающийся правильно выполнил не
менее трех заданий;
 отметка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не
менее половины заданий;
 отметка «2» ставится, если обучающийся не выполнил более
половины заданий.
4.1.2.2. Оценка сочинений и изложений
4.1.2.2.1. Сочинение и изложение оцениваются двумя отметками: первая
ставится за его содержание и речевое оформление, вторая – за
грамотность.
4.1.2.2.2. Отметка «5 » ставится, если:
 содержание работы полностью соответствует теме;
 полнота раскрытия темы;
 правильность фактического материала;
 последовательность изложения материала;
 работа
отличается
богатством
словаря
и
точностью
словоупотребления,
разнообразием
используемых
морфологических категорий и синтаксических конструкций (с
учетом объема изученных грамматических сведений и сведений по
стилистике);
 достигнуто стилевое единство.
В работе допускается один недочет в содержании и 1–2 речевых недочета.
Грамотность:
допускается
одна
орфографическая,
или
одна
пунктуационная, или одна грамматическая ошибка.
4.1.2.2.3. Отметка «4» ставится, если:
 содержание работы соответствует теме;


8

содержание достоверно, но имеются единичные фактические
неточности;
 имеются
незначительные нарушения последовательности в
изложении мысли;
 лексический и грамматический строй речи разнообразен;
 стиль работы отличается единством и выразительностью;
 в работе допускается не более двух недочетов в содержании и не
более 3–4 речевых недочетов;
 допускаются: две орфографические и две пунктуационные ошибки,
или одна орфографическая и три пунктуационные ошибки, или
четыре пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических
ошибок, а также две грамматических ошибки.
4.1.2.2.4. Отметка «3» ставится, если:
 работа достоверна, но нарушена последовательность изложения;
 в работе допущены существенные отклонения от темы;
 беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические
конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
 стиль работы не отличается единством, речь недостаточно
выразительна.
Допускаются четыре орфографические и четыре пунктуационные ошибки,
или три орфографические и пять пунктуационных ошибок, или семь
пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5-м классе –
пять орфографических ошибок и четыре пунктуационные ошибки), а
также четыре грамматические ошибки.
4.1.2.2.5. Отметка «2» ставится, если:
 работа не соответствует теме;
 допущено много фактических неточностей;
 нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях
работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует
плану;
 крайне беден словарь, работа, написана короткими однотипными
предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты
случаи неправильного словоупотребления;
 нарушено стилевое единство текста;
 в работе допущено до шести недочетов в содержании и до семи
речевых недочетов.
Допускаются: семь орфографических и семь пунктуационных ошибок, или
шесть орфографических и восемь пунктуационных ошибок, пять
орфографических
и
девять
пунктуационных
ошибок,
восемь
орфографических и шесть пунктуационных ошибок, а также семь
грамматических ошибок.


4.2. Особенности оценивания по литературе
9

4.2.1. Оценка устных ответов
4.2.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
 показал прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого
произведения;
 умеет объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев
и роль художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения;
 умеет
пользоваться теоретико-литературными знаниями и
навыками разбора при анализе художественного произведения,
привлекать текст для аргументации своих выводов;
 хорошо владеет литературной речью.
4.2.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
 показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание
текста изучаемого произведения;
 умеет объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки
героев и роль основных художественных средств в раскрытии
идейно-эстетического содержания произведения;
 умеет
пользоваться
основными
теоретико-литературными
знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных
произведений, привлекать текст произведения для обоснования
своих выводов, владение литературной речью;
 по 1–2 из этих компонентов ответа могут быть допущены
неточности.
4.2.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
 понимает изучаемое произведение;
 умеет объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и
поступки главных героев;
 при анализе произведения показывает ограниченные навыки
разбора и недостаточно привлекает текст произведений для
подтверждения своих выводов.
Допускается не более 2–3 ошибок в содержании ответа, а также ряда
недостатков в его композиции и языке.
4.2.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
 обнаруживает незнание содержания произведения;
 не умеет объяснять поведение, характеры основных героев;
 не знает элементарных теоретико-литературных понятий;
 слабо владеет литературной речью.
4.2.2. Оценка сочинений:
4.2.2.1. Отметка «5» ставится за сочинение:
 глубоко
и
аргументированно
раскрывающее
тему,
свидетельствующее об отличном знании текста произведения и
других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать
выводы и обобщения;
10

стройное по композиции, логическое и последовательное
изложение мыслей;
 написанное правильным литературным языком и стилистически
соответствующее содержанию;
 допускается 1–2 неточности в содержании.
4.2.2.2. Отметка «4» ставится за сочинение:
 достаточно
полно и убедительно раскрывающее тему с
незначительными отклонениями от нее;
 обнаруживающее хорошее знание литературного материала и
других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими
для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и
обобщения;
 логическое и последовательное в изложении содержания;
 написанное правильным литературным языком, стилистически
соответствующее содержанию;
 допускаются 2–3 неточности: в содержании, а также не более 3–
4 речевых недочетов.
4.2.2.3. Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
 верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на
тему;
 допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении
фактического материала;
 обнаруживается
недостаточное умение делать выводы и
обобщения;
 материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные
нарушения последовательности выражения мыслей;
 обнаруживается владение основами письменной речи;
 в работе имеется не более 4–5 речевых недочетов.
4.2.2.4. Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
 не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании
текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных
событий без вывода и обобщений или из общих положений, не
опирающихся на знание текста;
 характеризуется
случайным
расположением
материала,
отсутствием связи между частями;
 отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.


4.3. Особенности оценивания по математике
4.3.1. Оценка устных ответов обучающихся по математике
4.3.1.1. Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
 полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном
программой учебников;
11

изложил материал грамотным языком в определенной логической
последовательности,
точно
используя
математическую
терминологию и символику;
 правильно выполнил рисунки, чертежи, графику, сопутствующие
ответу;
 показал
умение иллюстрировать теоретические положения
конкретными примерами, применять их в новой ситуации при
выполнении практического задания;
 продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих
вопросов, сформированность и устойчивость используемых при
ответе навыков и умений;
 отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
4.3.1.2. Ответ оценивается отметкой «4», если обучающийся ответил по
требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
 в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие
математическое содержание ответа;
 допущены 1–2 недочета при освещении основного содержания
ответа, исправленные по замечанию учителя;
 допущены ошибка или более двух недочетов при освещении
второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные
по замечанию учителя.
4.3.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
 неполно или непоследовательно раскрыл содержание материала,
но показал общее понимание вопроса и продемонстрировал
умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного
материала;
 имел затруднения или допустил ошибки в определении понятий,
использовании
математической
терминологии,
чертежах,
выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов
учителя;
 не справился с применением теории в новой ситуации при
выполнении практического задания, но выполнил задания
обязательного уровня сложности по данной теме;
 при знании теоретического материала выявлена недостаточная
сформированность основных умений и навыков.
4.3.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
 не раскрыл основного содержания учебного материала;
 обнаружил незнание или непонимание большей или наиболее
важной части учебного материала;
 допустил ошибки в определении понятий, при использовании
математической терминологии, в рисунках, чертежах или
графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких
наводящих вопросов учителя.


12

4.3.2. Оценка письменных контрольных работ учащихся
4.3.2.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
 выполнил работу полностью;
 не допустил пробелов и ошибок в логических рассуждениях и
обосновании;
 не допустил математических ошибок в решении.
4.3.2.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
 выполнил работу полностью, но обоснования шагов решения
недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не
являлось специальным объектом проверки);
 допустил одну ошибку или 2–3 недочета в выкладках, рисунках,
чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись
специальным объектом проверки).
4.3.2.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
 владеет обязательными умениями по проверяемой теме;
 допустил более одной ошибки или более 2–3 недочетов в
выкладках, чертежах или графиках.
4.3.2.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
 не владеет обязательными умениями по данной теме в полной
мере;
 допустил существенные ошибки.
4.4. Особенности оценивания по иностранным языкам
4.4.1. Оценка аудирования
4.4.1.1. Отметка «5» ставится:
 коммуникативная задача решена;
 обучающийся полностью понял содержание иноязычной речи,
соответствующей программным требованиям для каждого класса.
4.4.1.2. Отметка «4» ставится:
 коммуникативная задача решена;
 обучающийся полностью понял содержание иноязычной речи,
соответствующей программным требованиям для каждого класса,
за исключением отдельных подробностей, не влияющих на
понимание содержания услышанного в целом.
4.4.1.3. Отметка «3» ставится:
 коммуникативная задача решена;
 обучающийся
полностью понял только основной смысл
иноязычной речи, соответствующей программным требованиям
для каждого класса.
4.4.1.4. Отметка «2» ставится:
 обучающийся
не
понял
смысла
иноязычной
речи,
соответствующей программным требованиям для каждого класса.
4.4.2. Оценка говорения
13

4.4.2.1. Отметка «5» ставится:
 общение
осуществилось,
высказывания
обучающегося
соответствовали поставленной коммуникативной задаче;
 устная речь полностью соответствовала нормам иностранного
языка в пределах программных требований для данного класса.
4.4.2.2. Отметка «4» ставится:
 общение
осуществилось,
высказывания
обучающегося
соответствовали поставленной коммуникативной задаче;
 обучающийся выразил свои мысли на иностранном языке с
незначительными отклонениями от языковых норм;
 устная речь соответствовала нормам иностранного языка в
пределах программных требований для данного класса.
4.4.2.3. Отметка «3» ставится:
 общение
осуществилось,
высказывания
обучающегося
соответствовали поставленной коммуникативной задаче;
 обучающийся выразил свои мысли на иностранном языке с
отклонениями от языковых норм.
4.4.2.4. Отметка «2» ставится:
 общение не осуществилось, высказывания обучающегося не
соответствовали поставленной коммуникативной задаче;
 обучающийся слабо усвоил пройденный материал;
 выразил свои мысли на иностранном языке с такими отклонениями
от языковых норм, которые не позволяют понять содержание
большей части сказанного.
4.4.3. Оценка чтения
4.4.3.1. Отметка «5» ставится:
 коммуникативная задача решена, обучающийся полностью понял и
осмыслил содержание прочитанного иноязычного текста в полном
объеме;
 чтение соответствовало программным требованиям для данного
класса.
4.4.3.2. Отметка «4» ставится:
 коммуникативная задача решена, обучающийся полностью понял и
осмыслил содержание прочитанного иноязычного текста за
исключением деталей и частностей, не влияющих на понимание
текста;
 чтение обучающегося соответствовало программным требованиям
для данного класса.
4.4.3.3. Отметка «3» ставится:
 коммуникативная задача решена, обучающийся понял, осмыслил
главную идею прочитанного иноязычного текста;
 чтение обучающегося соответствует программным требованиям
для данного класса.
14

4.4.3.4. Отметка «2» ставится:
 коммуникативная задача не решена, обучающийся не понял
прочитанного иноязычного текста;
 чтение
обучающегося не соответствовало программным
требованиям для данного класса.
4.5. Особенности оценивания по истории, обществознанию
4.5.1. Отметка «5» ставится:
 материал усвоен в полном объеме;
 изложение логично;
 основные умения сформированы и устойчивы;
 выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей
жизни.
4.5.2. Отметка «4» ставится:
 в усвоении материала незначительные пробелы;
 изложение недостаточно систематизированное;
 отдельные умения недостаточно устойчивы;
 в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
4.5.3. Отметка «3» ставится:
 в
усвоении материала имеются пробелы, он излагается
несистематизированно;
 отдельные умения недостаточно сформированы;
 выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются
ошибки.
4.5.4. Отметка «2» ставится:
 основное содержание материала не усвоено;
 выводов и обобщений нет.
4.6. Особенности оценивания по искусству (ИЗО)
4.6.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
 полностью справляется с поставленной целью урока, правильно
излагает изученный материал и умеет применить полученные
знания на практике;
 верно
решает композицию рисунка, то есть гармонично
согласовывает между собой все компоненты изображения;
 умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
4.6.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
 полностью овладел программным материалом, но при изложении
его допускает неточности второстепенного характера;
 гармонично
согласовывает между собой все компоненты
изображения;
 умеет подметить, но не совсем точно передает в изображении
наиболее характерное.
15

4.6.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
 слабо справляется с поставленной целью урока;
 допускает неточность в изложении изученного материала.
4.6.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
 допускает грубые ошибки в ответе;
 не справляется с поставленной целью урока.
4.7. Особенности оценивания по музыке
4.7.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
 умеет пользоваться ключевыми и частными знаниями;
 проявляет музыкальные способности и стремление их проявить.
4.7.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
 умеет пользоваться ключевыми и частными знаниями;
 проявляет музыкальные способности, но не стремится их проявить.
4.7.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
 умеет пользоваться ключевыми или частными знаниями;
или
 проявляет музыкальные способности.
4.7.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
 не умеет пользоваться ключевыми и частными знаниями;
 не проявляет музыкальных способностей и не стремится их
проявить.
4.8. Особенности оценивания по биологии
4.8.1. Оценка устных ответов
4.8.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
 полно раскрыл содержание материала в объеме программы и
учебника;
 четко и правильно дал определения и раскрыл содержание
понятий, верно использовал научные термины;
 для доказательства использовал различные умения, выводы из
наблюдений и опытов;
 дал самостоятельный ответ.
4.8.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
 раскрыл содержание материала, правильно дал определение
понятия и использовал научные термины;
 допустил
незначительные
нарушения
последовательности
изложения, небольшие неточности при использовании научных
терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
4.8.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
 усвоил основное содержание учебного материала, но изложил его
фрагментарно, не всегда последовательно;
16

дал нечеткие определения понятия, не использовал выводы и
обобщения из наблюдений и опытов, допустил ошибки при их
изложении;
 допустил ошибки и неточности в использовании научной
терминологии, определении понятий.
4.8.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
 не раскрыл основного содержания учебного материала;
 не дал ответов на вспомогательные вопросы учителя;
 допустил
грубые ошибки в определении понятий, при
использовании терминологии.
4.8.2. Оценка практических умений обучающихся
4.8.2.1. Оценка умений ставить опыты
4.8.2.1.1. Отметка «5» ставится, если:
 правильно определена цель опыта;
 самостоятельно
и
последовательно
проведены
подбор
оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
 научно,
грамотно,
логично
описаны
наблюдения
и
сформулированы выводы из опыта.
4.8.2.1.2. Отметка «4» ставится, если :
 правильно определена цель опыта;
 самостоятельно проведена работа по подбору оборудования,
объектов, при закладке опыта допущены 1–2 ошибки;
 грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы
основные выводы из опыта;
 в описании наблюдения допущены неточности, выводы неполные.
4.8.2.1.3. Отметка «3» ставится, если:
 правильно определена цель опыта, подбор оборудования и
объектов, а также работы по закладке опыта проведены с
помощью учителя;
 допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании
наблюдений, формировании выводов.
4.8.2.1.4. Отметка «2» ставится, если:
 не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено
нужное оборудование;
 допущены существенные ошибки при закладке опыта и его
оформлении.
4.8.3. Оценка умений проводить наблюдения
4.8.3.1. Отметка «5» ставится, если:
 правильно по заданию проведено наблюдение;
 выделены существенные признаки;
 логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения и
выводы.
4.8.3.2. Отметка «4» ставится, если:


17

правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении
существенных
признаков
у
наблюдаемого
объекта
(процесса) названы второстепенные;
 допущена небрежность в оформлении наблюдения и выводов.
4.8.3.3. Отметка «3» ставится, если:
 допущены неточности, 1–2 ошибки в проведении наблюдения по
заданию учителя;
 при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта
(процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1–2) в
оформлении и наблюдении выводов.
4.8.3.4. Отметка «2» ставится, если:
 допущены ошибки (3–4) в проведении наблюдения по заданию
учителя;
 неправильно
выделены признаки наблюдаемого объекта
(процесса), допущены ошибки (3–4) в оформлении наблюдений и
выводов.


4.9. Особенности оценивания по географии
4.9.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
 дал полный ответ, отражающий основной материал курса;
 правильно
раскрыл содержание понятий, закономерностей,
географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;
 правильно использовал карты и другие источники знаний;
 дал самостоятельный ответ с опорой на ранее приобретенные
знания и дополнительные сведения о важнейших географических
событиях современности.
4.9.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
 дал ответ, который удовлетворяет требованиям на отметку «5»;
 есть
неточности в изложении основного географического
материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным
вопросам учителя.
4.9.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
 дал
правильный ответ, четко определяет понятия и
закономерности;
 затрудняется
в самостоятельном объяснении взаимосвязей,
непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в
использовании карт при ответе.
4.9.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
 дал неправильный ответ;
 не раскрыл основное содержание учебного материала, не дал
ответов на вспомогательные вопросы учителя;
 допустил грубые ошибки в определении понятий;
 не умеет работать с картой.
18

4.10. Особенности оценивания по химии
4.10.1. Оценка устного ответа.
4.10.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
 дал полный и правильный ответ на основании изученных теорий;
 изложил
материал
в
определенной
логической
последовательности.
4.10.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
 дал полный и правильный ответ на основании изученных теорий;
 изложил материал в определенной последовательности;
 допустил
2–3 несущественных ошибки, исправленных по
требованию учителя или
 дал неполный и нечеткий ответ.
4.10.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
 дал полный ответ, но допустил существенную ошибку
или
 ответ неполный, построен несвязно.
4.10.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
 показал непонимание основного содержания учебного материла;
 допустил существенные ошибки, которые не смог исправить при
наводящих вопросах учителя.
4.10.2. Оценка умений решать задачи
4.10.2.1. Отметка «5» ставится, если:
 в логическом рассуждении и решении нет ошибок;
 задача решена рациональным способом.
4.10.2.2. Отметка «4» ставится, если:
 в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок,
при этом задача решена, но нерациональным способом;
 допущено не более двух несущественных ошибок.
4.10.2.3. Отметка «3» ставится, если:
 в логическом рассуждении нет существенных ошибок;
 допускается существенная ошибка в математических расчетах.
4.10.2.4. Отметка «2» ставится, если:
 имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и
решении.
4.10.3. Оценка экспериментальных умений
4.10.3.1. Отметка «5» ставится, если:
 работа выполнена полностью. Сделаны правильные наблюдения и
выводы, эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники
безопасности и правил работы с веществами и приборами;
 проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается
чистота рабочего места, порядок на столе, экономно используются
реактивы).
19

4.10.3.2. Отметка «4» ставится, если:
 работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы,
эксперимент
выполнен
неполно
или
наблюдаются
несущественные ошибки в работе с веществами и приборами.
4.10.3.3. Отметка «3» ставится, если:
 ответ неполный, работа выполнена правильно не менее чем
наполовину;
 допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в
объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами
и приборами), которую обучающийся исправляет по требованию
учителя.
4.10.3.4. Отметка «2» ставится, если:
 допущены две или более существенные ошибки в ходе
эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при
работе с веществами и приборами), которые учащийся не может
исправить.
4.10.4. Оценка умений решать экспериментальные задачи
4.10.4.1. Отметка «5» ставится, если:
 план решения задачи составлен правильно;
 осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
 дано полное объяснение и сделаны выводы.
4.10.4.2. Отметка «4» ставится, если:
 план решения составлен правильно;
 осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
 допущено не более двух несущественных ошибок (в объяснении и
выводах).
4.10.4.3. Отметка «3» ставится, если:
 план решения составлен правильно;
 осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
 допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
4.10.4.4. Отметка «2» ставится, если:
 допущены две и более ошибки (в плане решения, в подборе
химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах).
4.11. Особенности оценивания по информатике
4.11.1. Оценка практических работ
4.11.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
 выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности действий;
 проводит
работу в условиях, обеспечивающих получение
правильных результатов и выводов;
 соблюдает правила техники безопасности;
20

в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы,
рисунки, чертежи, графики, вычисления;
 правильно выполняет анализ ошибок.
4.11.1.2. Отметка «4» ставится, если выполнены требования к отметке «5»,
но допущены 2–3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.
4.11.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
 выполнил работу не полностью, но объем выполненной части
таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;
 в ходе проведения работы были допущены ошибки.
4.11.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
 выполнил не полностью и объем выполненной работы не
позволяет сделать правильных выводов;
 работа проводилась неправильно.
4.11.2. Оценка устных ответов:
4.11.2.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
 правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и
истолкование основных понятий;
 правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и
записывает программу;
 строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми
примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
 может установить связь между изучаемым и ранее изученным
материалом из курса информатики, а также с материалом,
усвоенным при изучении других предметов.
4.11.2.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
 дал ответ по основным требованиям к ответу на отметку «5», но
без использования собственного плана, новых примеров, без
применения знаний в новой ситуации, без использования связей с
ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при
изучении других предметов;
 допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их
исправить самостоятельно или с помощью учителя.
4.11.2.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
 правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются
отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не
препятствующие
дальнейшему
усвоению
программного
материала;
 умеет применять полученные знания при решении простых задач
по готовому алгоритму;
 допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не
более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2–
3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;
 допустил 4–5 недочетов.


21

4.11.2.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
 не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с
требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов,
чем необходимо для отметки «3».
4.12. Особенности оценивания по физике
4.12.1. Нормы отметок за лабораторную работу
4.12.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
 выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности проведения опытов и измерений;
 самостоятельно
и
рационально
монтирует
необходимое
оборудование, все опыты проводит в условиях и режимах,
обеспечивающих получение верных результатов и выводов;
 соблюдает требования безопасности труда;
 в отчете правильно и аккуратно делает все записи, таблицы,
рисунки, чертежи, графики, вычисления;
 без ошибок проводит анализ погрешностей.
4.12.1.2. Отметка «4» ставится, если:
 выполнены требования к отметке «5», но обучающийся допустил
недочеты или негрубые ошибки.
4.12.1.3. Отметка «3» ставится, если:
 результат выполненной части таков, что позволяет получить
правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений
были допущены ошибки.
4.12.1.4. Отметка «2» ставится, если:
 результаты не позволяют получить правильных выводов;
 опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились
неверно.
4.12.2. Нормы отметок за устный ответ
4.12.2.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
 обнаруживает правильное понимание физической сущности
рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий,
дает точное определение и истолкование основных понятий,
законов, теорий, а также верное определение физических величин,
их единиц и способов измерения;
 правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие
ответу;
 строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ своими
примерами, умеет применять знания в новой ситуации при
выполнении практических заданий;
 может установить связь между изучаемыми и ранее изученными в
курсе физики вопросами, а также с материалом, усвоенным при
изучении других предметов.
22

4.12.2.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
 дает ответ, который удовлетворяет основным требованиям к ответу
на отметку «5», но в нем не используются собственный план
рассказа, свои примеры, не применяются знания в новой ситуации,
нет связи с ранее изученным материалом и материалом,
усвоенным при изучении других предметов.
4.12.2.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
 дает ответ, большая часть которого удовлетворяет требованиям к
ответу на отметку «4», но обнаруживаются отдельные пробелы, не
препятствующие
дальнейшему
усвоению
программного
материала;
 умеет применять полученные знания при решении простых задач с
использованием готовых формул, но затрудняется при решении
задач, требующих преобразование формул.
4.12.2.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
 не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с
требованиями программы.
4.12.3. Нормы отметок за умение решать расчетные задачи
4.12.3.1. Отметка «5» ставится, если:
 в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена
рациональным способом.
4.12.3.2. Отметка «4» ставится, если:
 в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок,
но задача решена нерациональным способом или допущено не
более двух несущественных ошибок.
4.12.3.3. Отметка «3» ставится, если:
 в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но
допущена существенная ошибка в математических расчетах.
4.12.3.4. Отметка «2» ставится, если:
 имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в
решении.
4.13. Особенности оценивания по труду (технологии)
4.13.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
 полностью усвоил учебный материал;
 умеет изложить его своими словами;
 самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
 правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы
учителя.
4.13.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
 усвоил учебный материал;
 допускает незначительные ошибки при его изложении своими
словами;
23

подтверждает ответ конкретными примерами;
 правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
4.13.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
 не усвоил существенную часть учебного материала;
 допускает значительные ошибки при его изложении своими
словами;
 затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
 слабо отвечает на дополнительные вопросы.
4.13.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
 не усвоил учебный материал;
 не может изложить его своими словами;
 не может подтвердить ответ конкретными примерами;
 не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.


4.14. Особенности оценивания по физической культуре
4.14.1. Отметка «5» ставится, если:
 упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, без
напряжения, уверенно;
 в играх учащийся показал знание правил игры, умение
пользоваться изученными упражнениями для быстрейшего
достижения индивидуальных и коллективных целей в игре.
4.14.2. Отметка «4» ставится, если:
 упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, но
недостаточно уверенно;
 в играх учащийся показал знание правил игры, но недостаточно
уверенно умеет пользоваться изученными движениями для
быстрейшего достижения результатов в игре.
4.14.3. Отметка «3» ставится, если:
 упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с
большим напряжением, допущены незначительные ошибки;
 в играх учащийся показал знание лишь основных правил, но не
всегда умеет пользоваться изученными движениями.
4.14.4. Отметка «2» ставится, если:
 упражнение выполнено неправильно, с грубыми ошибками;
 в играх учащийся показал слабое знание правил, неумение
пользоваться изученными упражнениями.
4.14.5. Оценивание обучающихся, освобожденных от уроков физической
культуры или отнесенных к специальной медицинской группе,
производится с учетом письма Минобразования от 31.10.2003 № 13-51263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по
состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий
физической культурой». В работе с данной категорией обучающихся
24

соблюдается дифференцированный
организации занятий.

25

и

индивидуальный

подход

к


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».