согласовано на педагогическом совете согласовано на Управляющем совете мБоу сош Утверх<дено J\ъ 10 Протокол J\b 1 от frififrmtР'' ' 'Ч**ý- о норNtах му н и ципаль н ого, бюджетlrо го общеобразовател ьного уч рýжден ия средней обшцеобразбвательной школы NЬ 10 имени В.С. Носенко муIIиципальIlого образования Абинский район 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение обучающихся по о правилах оценивания достижений Положение) в учебным предметам (далее муницип€шьном бюджетном общеобр€Lзовательном учреждении средней общеобразовательной школе Jф 10 имени В.С. Носенко муницип,tльного образования Абинский район устанавливает требования к оценке результатов учебных достижений обучающихся по учебным предметам и курсаМ, осваиваемым обучающимися в рамках основных образовательных программ начаJIьного общего, основного общего и среднего общего образования (далее - ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО). 1.2. Положение разработано на основании: ФедерЕшьного закона от 29.|2.20|2 Ns 27З-ФЗ кОб образовании в Росси йской Федерации) ; . Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам нач€шьного общего, основного общего и образования, утвержденным прик€вом среднего общего Мингlросвещения России от 22.0З.202l J\b 115; . приказа Минпросвещения от 3|.05.2021 N9 28б <Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начаJIьного общего образования); приказа Минпросвещения от З1.05.202l J\Ъ 287 <Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования)); приказа Минобрнауки от 06.10.2009 Ns 373 <Об утверждении и введении в действие федер€шьного государственного образовательного стандарта начального общего образования)); Убрать , если все 1-4 классы перешли на новый ФГОС . . . приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413; приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»; приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"; приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"; Федеральной образовательной программой основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370; приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.04.2024 № 732 «Об утверждении Порядка учета результатов региональных сопоставительных исследований качества общего образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, при проведении мероприятий по оценке качества образования»; постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2024 года № 556 «Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования»; приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 13.05.2024 № 1008 «Об утверждении состава участников, сроков и продолжительности проведения всероссийских проверочных работ в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также перечня учебных предметов, по которым проводятся всероссийские проверочные работы в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, в 2024/2025 учебном году»; письма Минпросвещения от 13.01.2023 № 03-49 «О направлении методических рекомендаций»; письма Министерства просвещения РФ от 1 октября 2021 г. № СК403/08 «О ведении журналов успеваемости и выставлении отметок»; 2 устава Школы. 1.3. Оценивание учебных достижений обучающихся при применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий осуществляется в соответствии с данным положением. 2. Система оценивания образовательных достижений обучающихся 2.1. Под оценкой образовательных достижений обучающегося понимается определение и выражение в условных знаках – баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени соответствия знаний, умений и навыков обучающегося требованиям к уровню подготовки школьников, установленных ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО. 2.2. Целью оценивания образовательных достижений обучающихся является определение степени освоения обучающимися ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО и готовности к продолжению обучения. 2.3. Оценка выражается в форме отметок (баллов) для обучающихся 2–11х классов. 2.4. Освоение образовательной программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости, промежуточной и итоговой аттестацией обучающихся, результаты которых фиксируются в журнале учета успеваемости и дневнике. 2.5. Целью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся является установление соответствия фактически достигнутых результатов обучающихся, определенных в ООП, разработанной в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО. 2.6. Текущий контроль успеваемости и результаты промежуточной аттестации являются частью внутренней системы оценки качества образования и отражают динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования. 2.7. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в целях: определения уровня достижения обучающимися результатов, предусмотренных образовательной программой; своевременной корректировки рабочей программы и учебного процесса; информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о результатах обучения. 2.7.1. Текущий контроль включает тематическое оценивание, представляющее собой процедуру оценки уровня достижения планируемых результатов по теме. 2.7.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся 1-го класса в течение учебного года осуществляется без балльного оценивания. Результаты и 3 динамика образовательных достижений каждого обучающегося 1-х классов фиксируются учителем в листе индивидуальных достижений по учебному предмету. 2.7.3. Текущий контроль успеваемости во 2-м и последующих классах осуществляется по пятибалльной системе оценивания: 5 – «отлично», 4 – «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2 – «неудовлетворительно». 2.7.4. Текущий контроль успеваемости по предметам (учебным курсам) части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, продолжительность которых составляет менее 36 часов в год, осуществляется без балльного оценивания. 2.7.5. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом. 2.7.6. Формами текущего контроля являются: письменная: письменный ответ учащегося на один или несколько вопросов (заданий). К письменной проверке относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; устная: устный ответ на один или несколько вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, зачета или иной форме; комбинированная: предполагает сочетание письменных и устных форм проверок в различном соотношении. 2.7.7. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету. 2.7.8. Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность) и диагностической, способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником и обучающимся существующих проблем в обучении. 2.7.9. Рекомендуемая накопляемость отметок текущего оценивания по предметам – не менее трех текущих отметок за четверть. 2.7.10. Текущий контроль успеваемости по курсу ОРКСЭ (4-й класс) в течение учебного года осуществляется без балльного оценивания. Объектом оценивания по данному курсу становится нравственная и культурологическая компетентность ученика. 2.8. Тематическое оценивание – это комплекс оценочных процедур, проводимых в ходе текущего контроля успеваемости, с целью определения уровня достижения планируемых результатов, которые осваиваются в рамках изучения темы учебного предмета, курса, модуля. 2.8.1. Целью тематического оценивания является: 4 определение уровня достижения обучающимися результатов по теме; своевременная корректировка рабочей программы и учебного процесса; информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о результатах освоения темы. 2.8.2. Итогом тематического оценивания является средневзвешенная отметка в электронном журнале по всем оценочным процедурам, проведенным в рамках изучения темы. 2.8.3. Средневзвешенная отметка по теме и динамика ее изменений формируются автоматически, отображаются в электронном журнале учителя и дневнике ребенка. 2.8.4. Если тема является сквозной и изучается в различные учебные периоды, то формирование средневзвешенной отметки происходит с учетом всех периодов изучения темы. 2.8.5. Тематическое оценивание обеспечивает: – обучающемуся – наличие отметок по каждой теме, понимание динамики учебных результатов внутри темы и по отношению к другим темам; – педагогическому работнику: отслеживание наличия оценочных процедур в рамках изучения каждой темы; выявление тем, вызывающих учебные затруднения у обучающихся, и своевременную коррекцию учебного процесса. 2.8.6. Рекомендуемое количество оценочных процедур в каждой теме – не менее одной за три урока. 2.9.5. Все четвертные, полугодовые, годовые отметки должны быть выставлены не позднее последнего дня занятий. 2.9.6. Четвертные, полугодовые, годовые отметки рассчитываются выставляются согласно Положению о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ № 10. 3. Критерии оценивания 3.1. При пятибалльной системе оценивания на всех уровнях обучения в Школе применяются следующие общедидактические критерии: Отметка «5 (отлично)» ставится в случае: знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема образовательной программы, реализованной за оцениваемый период; умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи; 5 отсутствия ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах, устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов педагога; соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Отметка «4 (хорошо)» ставится в случае: знания всего изученного материала; умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике; наличия незначительных (негрубых) ошибок при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Отметка «3 (удовлетворительно)» ставится в случае: знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, необходимости незначительной помощи учителя; умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы; наличия 1–2 грубых ошибок, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материла; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Отметка «2 (неудовлетворительно)» ставится в случае: знания и усвоения учебного материала на уровне ниже минимальных требований программы; отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы; наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала; значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. 3.2. Оценивание по учебным предметам осуществляется учителем с учетом особенностей, установленным разделом 4 Положения. 4. Особенности оценивания по учебным предметам 4.1. Особенности оценивания по русскому языку 4.1.1. Оценка устных ответов обучающихся: 4.1.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся: 6 обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий; обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. 4.1.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся: дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний учителя; допускает единичные погрешности в последовательности и языке изложения. 4.1.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся: обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения. 4.1.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся: обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала; допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. 4.1.2. Оценка письменных ответов обучающихся 4.1.2.1. Оценка диктантов 4.1.2.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся: выполнил безошибочную работу; допустил одну негрубую орфографическую или одну негрубую пунктуационную ошибку. 4.1.2.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся: допустил две орфографических и две пунктуационных ошибки, или одну орфографическую и три пунктуационных ошибки, или четыре пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок; допустил три орфографических ошибки, если среди них есть однотипные. 4.1.2.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся: 7 допустил четыре орфографических и четыре пунктуационных ошибки, или три орфографических и пять пунктуационных ошибок, или семь пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических; допустил шесть орфографических и шесть пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются по три однотипных ошибки; в 5-м классе допускается выставление отметки «3» за диктант при пяти орфографических и четырех пунктуационных ошибках. 4.1.2.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся: допустил до семи орфографических и семи пунктуационных ошибок или шести орфографических и восьми пунктуационных ошибок, пяти орфографических и девяти пунктуационных ошибок, восьми орфографических и шести пунктуационных ошибок. 4.1.2.1.5. При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим: отметка «5» ставится, если обучающийся выполнил все задания; отметка «4» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее трех заданий; отметка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее половины заданий; отметка «2» ставится, если обучающийся не выполнил более половины заданий. 4.1.2.2. Оценка сочинений и изложений 4.1.2.2.1. Сочинение и изложение оцениваются двумя отметками: первая ставится за его содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность. 4.1.2.2.2. Отметка «5 » ставится, если: содержание работы полностью соответствует теме; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения материала; работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом объема изученных грамматических сведений и сведений по стилистике); достигнуто стилевое единство. В работе допускается один недочет в содержании и 1–2 речевых недочета. Грамотность: допускается одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка. 4.1.2.2.3. Отметка «4» ставится, если: содержание работы соответствует теме; 8 содержание достоверно, но имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мысли; лексический и грамматический строй речи разнообразен; стиль работы отличается единством и выразительностью; в работе допускается не более двух недочетов в содержании и не более 3–4 речевых недочетов; допускаются: две орфографические и две пунктуационные ошибки, или одна орфографическая и три пунктуационные ошибки, или четыре пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также две грамматических ошибки. 4.1.2.2.4. Отметка «3» ставится, если: работа достоверна, но нарушена последовательность изложения; в работе допущены существенные отклонения от темы; беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. Допускаются четыре орфографические и четыре пунктуационные ошибки, или три орфографические и пять пунктуационных ошибок, или семь пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5-м классе – пять орфографических ошибок и четыре пунктуационные ошибки), а также четыре грамматические ошибки. 4.1.2.2.5. Отметка «2» ставится, если: работа не соответствует теме; допущено много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; крайне беден словарь, работа, написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления; нарушено стилевое единство текста; в работе допущено до шести недочетов в содержании и до семи речевых недочетов. Допускаются: семь орфографических и семь пунктуационных ошибок, или шесть орфографических и восемь пунктуационных ошибок, пять орфографических и девять пунктуационных ошибок, восемь орфографических и шесть пунктуационных ошибок, а также семь грамматических ошибок. 4.2. Особенности оценивания по литературе 9 4.2.1. Оценка устных ответов 4.2.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся: показал прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умеет объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения; умеет пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошо владеет литературной речью. 4.2.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся: показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умеет объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умеет пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений, привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью; по 1–2 из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности. 4.2.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся: понимает изучаемое произведение; умеет объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев; при анализе произведения показывает ограниченные навыки разбора и недостаточно привлекает текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более 2–3 ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке. 4.2.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся: обнаруживает незнание содержания произведения; не умеет объяснять поведение, характеры основных героев; не знает элементарных теоретико-литературных понятий; слабо владеет литературной речью. 4.2.2. Оценка сочинений: 4.2.2.1. Отметка «5» ставится за сочинение: глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения; 10 стройное по композиции, логическое и последовательное изложение мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается 1–2 неточности в содержании. 4.2.2.2. Отметка «4» ставится за сочинение: достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логическое и последовательное в изложении содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию; допускаются 2–3 неточности: в содержании, а также не более 3– 4 речевых недочетов. 4.2.2.3. Отметка «3» ставится за сочинение, в котором: верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему; допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более 4–5 речевых недочетов. 4.2.2.4. Отметка «2» ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на знание текста; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. 4.3. Особенности оценивания по математике 4.3.1. Оценка устных ответов обучающихся по математике 4.3.1.1. Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся: полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой учебников; 11 изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику; правильно выполнил рисунки, чертежи, графику, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе навыков и умений; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. 4.3.1.2. Ответ оценивается отметкой «4», если обучающийся ответил по требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа; допущены 1–2 недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя. 4.3.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся: неполно или непоследовательно раскрыл содержание материала, но показал общее понимание вопроса и продемонстрировал умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала; имел затруднения или допустил ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. 4.3.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся: не раскрыл основного содержания учебного материала; обнаружил незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допустил ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. 12 4.3.2. Оценка письменных контрольных работ учащихся 4.3.2.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся: выполнил работу полностью; не допустил пробелов и ошибок в логических рассуждениях и обосновании; не допустил математических ошибок в решении. 4.3.2.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся: выполнил работу полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); допустил одну ошибку или 2–3 недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки). 4.3.2.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся: владеет обязательными умениями по проверяемой теме; допустил более одной ошибки или более 2–3 недочетов в выкладках, чертежах или графиках. 4.3.2.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся: не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере; допустил существенные ошибки. 4.4. Особенности оценивания по иностранным языкам 4.4.1. Оценка аудирования 4.4.1.1. Отметка «5» ставится: коммуникативная задача решена; обучающийся полностью понял содержание иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса. 4.4.1.2. Отметка «4» ставится: коммуникативная задача решена; обучающийся полностью понял содержание иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса, за исключением отдельных подробностей, не влияющих на понимание содержания услышанного в целом. 4.4.1.3. Отметка «3» ставится: коммуникативная задача решена; обучающийся полностью понял только основной смысл иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса. 4.4.1.4. Отметка «2» ставится: обучающийся не понял смысла иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса. 4.4.2. Оценка говорения 13 4.4.2.1. Отметка «5» ставится: общение осуществилось, высказывания обучающегося соответствовали поставленной коммуникативной задаче; устная речь полностью соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного класса. 4.4.2.2. Отметка «4» ставится: общение осуществилось, высказывания обучающегося соответствовали поставленной коммуникативной задаче; обучающийся выразил свои мысли на иностранном языке с незначительными отклонениями от языковых норм; устная речь соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного класса. 4.4.2.3. Отметка «3» ставится: общение осуществилось, высказывания обучающегося соответствовали поставленной коммуникативной задаче; обучающийся выразил свои мысли на иностранном языке с отклонениями от языковых норм. 4.4.2.4. Отметка «2» ставится: общение не осуществилось, высказывания обучающегося не соответствовали поставленной коммуникативной задаче; обучающийся слабо усвоил пройденный материал; выразил свои мысли на иностранном языке с такими отклонениями от языковых норм, которые не позволяют понять содержание большей части сказанного. 4.4.3. Оценка чтения 4.4.3.1. Отметка «5» ставится: коммуникативная задача решена, обучающийся полностью понял и осмыслил содержание прочитанного иноязычного текста в полном объеме; чтение соответствовало программным требованиям для данного класса. 4.4.3.2. Отметка «4» ставится: коммуникативная задача решена, обучающийся полностью понял и осмыслил содержание прочитанного иноязычного текста за исключением деталей и частностей, не влияющих на понимание текста; чтение обучающегося соответствовало программным требованиям для данного класса. 4.4.3.3. Отметка «3» ставится: коммуникативная задача решена, обучающийся понял, осмыслил главную идею прочитанного иноязычного текста; чтение обучающегося соответствует программным требованиям для данного класса. 14 4.4.3.4. Отметка «2» ставится: коммуникативная задача не решена, обучающийся не понял прочитанного иноязычного текста; чтение обучающегося не соответствовало программным требованиям для данного класса. 4.5. Особенности оценивания по истории, обществознанию 4.5.1. Отметка «5» ставится: материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни. 4.5.2. Отметка «4» ставится: в усвоении материала незначительные пробелы; изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности. 4.5.3. Отметка «3» ставится: в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки. 4.5.4. Отметка «2» ставится: основное содержание материала не усвоено; выводов и обобщений нет. 4.6. Особенности оценивания по искусству (ИЗО) 4.6.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся: полностью справляется с поставленной целью урока, правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, то есть гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное. 4.6.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся: полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передает в изображении наиболее характерное. 15 4.6.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся: слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала. 4.6.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся: допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока. 4.7. Особенности оценивания по музыке 4.7.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся: умеет пользоваться ключевыми и частными знаниями; проявляет музыкальные способности и стремление их проявить. 4.7.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся: умеет пользоваться ключевыми и частными знаниями; проявляет музыкальные способности, но не стремится их проявить. 4.7.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся: умеет пользоваться ключевыми или частными знаниями; или проявляет музыкальные способности. 4.7.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся: не умеет пользоваться ключевыми и частными знаниями; не проявляет музыкальных способностей и не стремится их проявить. 4.8. Особенности оценивания по биологии 4.8.1. Оценка устных ответов 4.8.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся: полно раскрыл содержание материала в объеме программы и учебника; четко и правильно дал определения и раскрыл содержание понятий, верно использовал научные термины; для доказательства использовал различные умения, выводы из наблюдений и опытов; дал самостоятельный ответ. 4.8.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся: раскрыл содержание материала, правильно дал определение понятия и использовал научные термины; допустил незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов. 4.8.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся: усвоил основное содержание учебного материала, но изложил его фрагментарно, не всегда последовательно; 16 дал нечеткие определения понятия, не использовал выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допустил ошибки при их изложении; допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий. 4.8.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся: не раскрыл основного содержания учебного материала; не дал ответов на вспомогательные вопросы учителя; допустил грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии. 4.8.2. Оценка практических умений обучающихся 4.8.2.1. Оценка умений ставить опыты 4.8.2.1.1. Отметка «5» ставится, если: правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта. 4.8.2.1.2. Отметка «4» ставится, если : правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов, при закладке опыта допущены 1–2 ошибки; грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдения допущены неточности, выводы неполные. 4.8.2.1.3. Отметка «3» ставится, если: правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов. 4.8.2.1.4. Отметка «2» ставится, если: не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении. 4.8.3. Оценка умений проводить наблюдения 4.8.3.1. Отметка «5» ставится, если: правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаки; логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения и выводы. 4.8.3.2. Отметка «4» ставится, если: 17 правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные; допущена небрежность в оформлении наблюдения и выводов. 4.8.3.3. Отметка «3» ставится, если: допущены неточности, 1–2 ошибки в проведении наблюдения по заданию учителя; при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1–2) в оформлении и наблюдении выводов. 4.8.3.4. Отметка «2» ставится, если: допущены ошибки (3–4) в проведении наблюдения по заданию учителя; неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3–4) в оформлении наблюдений и выводов. 4.9. Особенности оценивания по географии 4.9.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся: дал полный ответ, отражающий основной материал курса; правильно раскрыл содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильно использовал карты и другие источники знаний; дал самостоятельный ответ с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности. 4.9.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся: дал ответ, который удовлетворяет требованиям на отметку «5»; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя. 4.9.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся: дал правильный ответ, четко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе. 4.9.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся: дал неправильный ответ; не раскрыл основное содержание учебного материала, не дал ответов на вспомогательные вопросы учителя; допустил грубые ошибки в определении понятий; не умеет работать с картой. 18 4.10. Особенности оценивания по химии 4.10.1. Оценка устного ответа. 4.10.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся: дал полный и правильный ответ на основании изученных теорий; изложил материал в определенной логической последовательности. 4.10.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся: дал полный и правильный ответ на основании изученных теорий; изложил материал в определенной последовательности; допустил 2–3 несущественных ошибки, исправленных по требованию учителя или дал неполный и нечеткий ответ. 4.10.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся: дал полный ответ, но допустил существенную ошибку или ответ неполный, построен несвязно. 4.10.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся: показал непонимание основного содержания учебного материла; допустил существенные ошибки, которые не смог исправить при наводящих вопросах учителя. 4.10.2. Оценка умений решать задачи 4.10.2.1. Отметка «5» ставится, если: в логическом рассуждении и решении нет ошибок; задача решена рациональным способом. 4.10.2.2. Отметка «4» ставится, если: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, при этом задача решена, но нерациональным способом; допущено не более двух несущественных ошибок. 4.10.2.3. Отметка «3» ставится, если: в логическом рассуждении нет существенных ошибок; допускается существенная ошибка в математических расчетах. 4.10.2.4. Отметка «2» ставится, если: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении. 4.10.3. Оценка экспериментальных умений 4.10.3.1. Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью. Сделаны правильные наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и приборами; проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места, порядок на столе, экономно используются реактивы). 19 4.10.3.2. Отметка «4» ставится, если: работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы, эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами. 4.10.3.3. Отметка «3» ставится, если: ответ неполный, работа выполнена правильно не менее чем наполовину; допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которую обучающийся исправляет по требованию учителя. 4.10.3.4. Отметка «2» ставится, если: допущены две или более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которые учащийся не может исправить. 4.10.4. Оценка умений решать экспериментальные задачи 4.10.4.1. Отметка «5» ставится, если: план решения задачи составлен правильно; осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы. 4.10.4.2. Отметка «4» ставится, если: план решения составлен правильно; осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; допущено не более двух несущественных ошибок (в объяснении и выводах). 4.10.4.3. Отметка «3» ставится, если: план решения составлен правильно; осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; допущена существенная ошибка в объяснении и выводах. 4.10.4.4. Отметка «2» ставится, если: допущены две и более ошибки (в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах). 4.11. Особенности оценивания по информатике 4.11.1. Оценка практических работ 4.11.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся: выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает правила техники безопасности; 20 в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. 4.11.1.2. Отметка «4» ставится, если выполнены требования к отметке «5», но допущены 2–3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета. 4.11.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся: выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. 4.11.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся: выполнил не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов; работа проводилась неправильно. 4.11.2. Оценка устных ответов: 4.11.2.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся: правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу; строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. 4.11.2.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся: дал ответ по основным требованиям к ответу на отметку «5», но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с помощью учителя. 4.11.2.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся: правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2– 3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил 4–5 недочетов. 21 4.11.2.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся: не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для отметки «3». 4.12. Особенности оценивания по физике 4.12.1. Нормы отметок за лабораторную работу 4.12.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся: выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение верных результатов и выводов; соблюдает требования безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно делает все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; без ошибок проводит анализ погрешностей. 4.12.1.2. Отметка «4» ставится, если: выполнены требования к отметке «5», но обучающийся допустил недочеты или негрубые ошибки. 4.12.1.3. Отметка «3» ставится, если: результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки. 4.12.1.4. Отметка «2» ставится, если: результаты не позволяют получить правильных выводов; опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неверно. 4.12.2. Нормы отметок за устный ответ 4.12.2.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся: обнаруживает правильное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также верное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ своими примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемыми и ранее изученными в курсе физики вопросами, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. 22 4.12.2.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся: дает ответ, который удовлетворяет основным требованиям к ответу на отметку «5», но в нем не используются собственный план рассказа, свои примеры, не применяются знания в новой ситуации, нет связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов. 4.12.2.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся: дает ответ, большая часть которого удовлетворяет требованиям к ответу на отметку «4», но обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразование формул. 4.12.2.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся: не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы. 4.12.3. Нормы отметок за умение решать расчетные задачи 4.12.3.1. Отметка «5» ставится, если: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом. 4.12.3.2. Отметка «4» ставится, если: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок. 4.12.3.3. Отметка «3» ставится, если: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах. 4.12.3.4. Отметка «2» ставится, если: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении. 4.13. Особенности оценивания по труду (технологии) 4.13.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся: полностью усвоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 4.13.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся: усвоил учебный материал; допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; 23 подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 4.13.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся: не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы. 4.13.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся: не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя. 4.14. Особенности оценивания по физической культуре 4.14.1. Отметка «5» ставится, если: упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, без напряжения, уверенно; в играх учащийся показал знание правил игры, умение пользоваться изученными упражнениями для быстрейшего достижения индивидуальных и коллективных целей в игре. 4.14.2. Отметка «4» ставится, если: упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, но недостаточно уверенно; в играх учащийся показал знание правил игры, но недостаточно уверенно умеет пользоваться изученными движениями для быстрейшего достижения результатов в игре. 4.14.3. Отметка «3» ставится, если: упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим напряжением, допущены незначительные ошибки; в играх учащийся показал знание лишь основных правил, но не всегда умеет пользоваться изученными движениями. 4.14.4. Отметка «2» ставится, если: упражнение выполнено неправильно, с грубыми ошибками; в играх учащийся показал слабое знание правил, неумение пользоваться изученными упражнениями. 4.14.5. Оценивание обучающихся, освобожденных от уроков физической культуры или отнесенных к специальной медицинской группе, производится с учетом письма Минобразования от 31.10.2003 № 13-51263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой». В работе с данной категорией обучающихся 24 соблюдается дифференцированный организации занятий. 25 и индивидуальный подход к