Учебный план для учащихся с умственной отсталостью на 2024-2025 учебный год

УТВЕРЖДЁН
решением педагогического совета
протокол № 1 от «30» августа 2024 г
директор МБОУ СОШ № 10
_________ И.Я. Чалая
«30» августа 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 10 имени В.С. Носенко
Абинского района Краснодарского края
на 2024 – 2025 учебный год
1. Общие положения.
1.1. Учебный план (вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обеспечивает введение в действие и
реализацию требований Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программой
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее - ФАООП УO) разработанной в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Федерального государственного o6pазовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных образовательных
областей, учебных предметов по годам обучения.
1.2. В 1-4 классах обучение организуется совместно с другими обучающимися
в одном классе по индивидуальному учебному плану, в 5-10 классе обучение
организовано в классе-комплекте.
1.3. Для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разрабатывается специальная индивидуальная программа развития
(СИПР), разрабатываемая образовательной организацией на основе AOOП, и которая
включает индивидуальный учебный план (ИУП), содержащий предметные области,
предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным
возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий объѐм нагрузки,
включенной в ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом
AOOП.

Цели и задачи образовательного учреждения
Реализация учебного плана направлена на формирование общей культуры,
базовых знаний, умений и навыков, социальных компетенций средствами
коррекционно-развивающего профессионально-трудовой подготовки, социальнопсихологической реабилитации для успешной адаптации и социализации детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- осуществление индивидуальной коррекционной помощи обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья с целью социальной адаптации;
- создание условий для комплексной безопасности и социальной адаптации
обучающихся;
определения содержания методов обучения и воспитания в соответствии с
познавательными
возможностями
психофизическими
и
возрастными
особенностями умственно отсталого школьника, своеобразием его развития;
- обеспечения коррекции развития этих детей с целью дальнейшей их
социализации в соответствии с нормами и правилами, морально-этическими,
социально-правовыми ценностями, принятыми в современном обществе;
- подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду.
Ожидаемые результаты
Получение знаний по общеобразовательным предметам, имеющим
практическую
направленность
и
соответствующим
психофизическим
возможностям учащихся, привитие навыков самостоятельной работы по
различным трудовым профилям, коррекция нарушений развития и социальной
адаптации.
Достижение
уровня
элементарной
грамотности,
овладение
универсальными учебными умениями и формирование личностных качеств
обучающихся.
Достижение уровня функциональной грамотности и готовность к
осознанному профессиональному выбору, исправление недостатков общего,
речевого развития в процессе овладения каждым учебным предметом, а также в
процессе трудового обучения.
Реализуемые основные общеобразовательные программы
Нормативный срок освоения адаптированной основной образовательной
программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) предусматривает 4- летний срок обучения в начальной школе, 5летний срок обучения в основной школе, 3-х летний срок обучение в средней
школе, как наиболее оптимальный для получения ими общего образования и
профессионально - трудовой подготовки, необходимых для их социальной

адаптации и реабилитации.
Нормативная база для разработки учебного плана
Учебный план разработан на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Порядок регламентации и оформления отношений государственной и
муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей)
обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по общеобразовательным программам на дому или в медицинских
организациях, утверждѐнный приказом Министерства образования, науки и молодежной
политики Краснодарского края от 29.05.2017 № 2243;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (далее – СанПиН 1.2.3685- 21);
- СанПиН 2.4.2.3286-15 для обучающихся с ОВЗ (постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №
26);
- приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1026 "Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 № 71930)
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 24 ноября 2022 г. № 1026..
- приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. №
BK-452/07 «Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Устав МБОУ СОШ №10.
Режим функционирования образовательной организации
Организация образовательного процесса регламентируется календарным

учебным графиком, утверждѐнным решением педагогического совета МБОУ
СОШ № 10 (протокол № 1 от 30 августа 2024 года). Режим функционирования
устанавливается в соответствии с СП 2.4.3648-20 и Уставом образовательного
учреждения.
Продолжительность учебной недели –5 дней.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение
учебной недели:
-для обучающихся 1 классов –не превышает 4 уроков, один раз в неделю –не
более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
-для обучающихся 2-4 классов –не более 5 уроков;
-для обучающихся 5-10 классов –не более 6 уроков;
Обучение организуется в соответствии с установленным режимом
функционирования МБОУ СОШ №10, регламентируется утвержденным
календарным учебным графиком образовательной организации, расписанием
уроков, перемен, расписанием занятий внеурочной деятельности, спортивных
секций:
-дата начала учебного года — 2 сентября 2024 года;
-продолжительность учебного года- 33/34 недели для обучающихся 1-4 классов,
34 учебные недели — для обучающихся 5-12 классов;
- календарные периоды - четверти;
- продолжительность учебной недели: 5 дней
- продолжительность урока- 40 минут;
- продолжительность занятия внеурочной деятельности - 30-40 минут;
- сроки и продолжительность каникул в соответствии учебным графиком;
- сроки проведения промежуточной аттестации в соответствии «Положением о
формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ СОШ №10».
3.2. Продолжительность учебного дня для конкретного обучающегося
устанавливается с учетом особых образовательных потребностей ребенка,
отраженных в СИПР, его готовности к нахождению в среде сверстников без
родителей.
3.3. Продолжительность
специально
организованного
занятия/урока
с
обучающимися определяется с учетом возраста и психофизического состояния
обучающегося и составляет 25 минут.
Выбор учебников и учебных пособий, используемых при реализации
учебного плана
Используются специальные учебники для обучения детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), из числа входящих в федеральный
перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих

государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства просвещения РФ от 23 декабря 2020 года №766 «О федеральном
перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования», а также в соответствии с пунктом
4 вышеуказанного приказа используются учебники федерального перечня,
утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 20 мая 2020 № 254 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями приказ
Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766).
Учащиеся основной школы МБОУ СОШ № 10 обеспечены учебниками по всем
учебным дисциплинам.
Особенности учебного плана
Для реализации дисциплин учебного плана предусмотрено использование
программ учебных предметов для детей с умственной отсталостью.
Коррекционно-развивающая область включает в себя курсы:
- «Ритмика», который способствует общему развитию младших умственно
отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и
речевой моторики, эмоционально-волевой сферы,
- индивидуальные и групповые коррекционные занятия «Логопедические
занятия». На логопедических занятиях работа проводится в следующих
направлениях: развитие всех сторон речи (фонетико- фонематической, лексикограмматической, синтаксической), связной речи, обогащение словарного запаса,
коррекция нарушений чтения и письма, развитие коммуникативной функции речи,
расширение представлений об окружающей действительности, развитие
познавательной сферы.
- психокорреционные занятия направлены на преодоление или ослабление
проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностных отношений учащихся и социальную интеграцию.
Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и
групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться
образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических
особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной
программы реабилитации инвалида.
На обязательные индивидуальные и групповые логопедические и
психокоррекционные
занятия
составляется
отдельное
расписание.

Коррекционные курсы реализуются, в форме индивидуальных занятий и по
подгруппам.
Коррекционно-развивающая область распределена следующим образом:
Класс
Количество
Распределение часов
часов
1-4
6
Для изучения учебного предмета:
- «Логопедические занятия» – 3 часа;
-«Развитие психомоторики и сенсорных
процессов» – 2 часа;
- «Ритмика» – 1 час.
5-12
6
Для изучения учебного предмета:
- «Логопедические занятия» – 3 часа;
- «Занятие педагога-психолога» – 2 часа;
- «Занятия дефектолога» - 1 час.
Региональная специфика учебного плана
Региональной спецификой учебного плана является ведение учебного
предмета «Кубановедение», который реализуется следующим образом:
- в 1-4 классах по 1 часу в неделю, 34 часа – в течение учебного года как
курс внеурочной деятельности;
в 5-9-х классах по 1 часу в неделю, 34 часа – в течение учебного года из
части, формируемой участниками образовательных отношений.
Часть учебного плана,
формируемая участниками образовательных отношений
Часы части учебного плана, формируемой участниками образовательного
процесса, распределены следующим образом:
Класс
Количество
Распределение часов
часов
2-4
3
Для изучения учебного предмета:
- «Мир природы и человека» – 1 час;
- «Русский язык» – 1 час;
- «Ручной труд» – 1 час.
5-6
2
Для изучения учебного предмета:
- «Кубановедение» – 1 час;
- «Профильный труд» – 1 час.
7-9
1
Для изучения учебного предмета:
- «Кубановедение» – 1 час.
10-12
3
Для изучения учебного предмета:
- «Профильный труд» – 1 час;
- «Русский язык» – 1 час;
- «Математика» – 1 час.

Формы промежуточной аттестации
Формы промежуточной аттестации для обучающихся с умственной отсталостью
1-12 классов определяются на основании «Положения о промежуточной аттестации,
текущем и промежуточном контроле и итоговой оценке знаний учащихся,
обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам для
детей с умственной отсталостью».
Промежуточная аттестация обучающихся – процедура установления
соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания учащихся лицея,
по завершении определенного временного промежутка (четверть, год), требованиям
действующих АООП, степени и полноты освоения программ умственно отсталыми
детьми, в доступном для них объеме знаний по годам обучения.
2.2. Цели промежуточной аттестации:
- определение соответствия уровня и качества знаний, умений, навыков,
требованиям АООП;
- оценка качества освоения АООП по завершении отдельных этапов обучения;
- диагностика уровня и качества знаний по крупным разделам (ЗУН) АООП;
- обеспечение основания перевода обучающегося в следующий класс.
2.3. Задачи промежуточной аттестации:
- установление фактического уровня приобретенных знаний, умений и навыков
по предметам базисной и инвариантной части учебного плана;
- соотнесение полученных результатов с уровнем требований действующих
АООП с учѐтом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся,
имеющих различный уровень развития и реабилитационный потенциал;
- контроль выполнения АООП, учебных планов в соответствии с календарным
учебным графиком;
- формирование мотивации, самооценки и помощи в выборе дальнейшей
индивидуальной образовательной траектории учащегося;
- повышение уровня объективности, гласности в оценивании педагогом
учебных достижений учащегося.
Итоговая аттестация проводится по программе, которую ученик(ца) освоили в
полном объеме. Для него индивидуально готовится экзаменационный материал,
утверждается состав экзаменационной комиссии, дата проведения экзамена.
Выпускникам,
обучающимся
по
адаптированной
основной
общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью и прошедшим
итоговую аттестацию, выдается в установленном порядке документ государственного
образца – свидетельство об окончании образовательного учреждения.
Кадровое и методическое обеспечение соответствует требованиям учебного
плана.
Директор МБОУ СОШ № 10 __________ И.Я. Чалая

УТВЕРЖДЕНА
решением педагогического совета протокол
№ 1 от «30» августа 2024 г.
директор МБОУ СОШ № 10
_____ И.Я. Чалая
«30» августа 2024 г.
Учебный план
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №10 имени В.С. Носенко
муниципального образования Абинский район
для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1-4 классов на 2024-2025 учебный год

Составлен на основе учебного плана Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1).
Начальное общее образование
Предметные
области
6. Язык и речевая
практика
2. Математика
3.Естествознание
4.Искусство
5.Физическая
культура
6.Технология

Учебные предметы
Обязательная часть
Русский язык
Чтение
Речевая практика
Математика
Мир природы и человека
Музыка
Рисование (изобразительное
искусство)
Адаптивная физическая культура
Ручной труд

Итого:
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
7.Естествознание
Мир природы и человека
7. Язык и речевая
Русский язык
практика
9.Технология
Ручной труд
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные
занятия и ритмика):
Логопедические занятия
Ритмика
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Внеурочная деятельность:
«Семьеведение»
«Кубановедение»
«Разговор о важном»
«Безопасные дороги Кубани»

Количество часов в
неделю/классы
1
2
3
4

всего

3
3
2
3
2
2
1

3
4
2
4
1
1
1

3
4
2
4
1
1
1

3
4
2
4
1
1
1

12
15
8
15
5
5
4

3

3

3

3

12

2
21
-

1
20
3

1
20
3

1
20
3

5
81
9

-

1
1

1
1

1
1

3
3

21

1
23

1
23

1
23

3
90

6

6

6

6

24

3
1
2
4
1
1
1
0,25

3
1
2
4
1
1
1
0,25

3
1
2
4
1
1
1
0,25

3
1
2
4
1
1
1
0,25

12
4
8
16
4
4
4
1

УТВЕРЖДЕНА
решением педагогического совета протокол № 1 от «30»
августа 2024 г.
директор МБОУ СОШ № 10
_____ И.Я. Чалая
«30» августа 2024 г.
Учебный план
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №10 имени В.С. Носенко
муниципального образования Абинский район
для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
5-9 классов на 2024-2025 учебный год

Составлен на основе учебного плана Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1).
Учебные предметы
Вceгo
Іlредметные
Количество часов в неделю
области
V
VI VII
VIII
IX
класс класс класс класс
класс
Обязательная часть
1. Язык и речевая
Русский язык
4
4
4
4
4
20
практика
Чтение
4
4
4
4
4
20
(Литературное чтение)
2. Математика
Математика
4
4
3
3
3
17
Информатика
1
1
1
3
3. Естествознание
Природоведение
2
2
4
Биология
2
2
2
6
4. Человек и
География
2
2
2
2
8
общество
Основы социальной жизни
2
2
2
2
2
10
Мир истории
2
2
История Отечества
2
2
2
6
5. Искусство
Музыка
1
1
Рисование (изобразительное
2
2
искусство)
6. Физическая
Адаптивная физическая
2
2
2
2
2
10
культура
культура
7. Технологии
Профильный труд
6
6
7
7
7
33
Итого 27
28
29
29
29
142
Часть, формируемая участниками
2
2
1
1
1
7
образовательных отношений
Кубановедение
1
1
1
1
1
5
Профильный труд
1
1
2
Максимально допустимая годовая нагрузка (при
29
30
30
30
30
149
5-дневной учебной неделе)
6
6
6
6
6
30
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика)
Логопедические занятия
3
3
3
3
3
15
Занятие дефектолога
1
1
1
1
1
5
Занятие педагога-психолога
2
2
2
2
2
10
4
4
4
4
4
20
Внеурочная деятельность.
«Россия-мои горизонты»
1
1
1
1
1
5
«Разговор о важном»
1
1
1
1
1
5
«Семьеведение»
1
1
1
1
1
5
«Безопасные дороги Кубани»
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
1,25

УТВЕРЖДЕНА
решением педагогического совета протокол № 1 от «30»
августа 2024 г.
директор МБОУ СОШ № 10
_____ И.Я. Чалая
«30» августа 2024 г.
Учебный план
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №10 имени В.С. Носенко
муниципального образования Абинский район
для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
10-12 классов на 2024-2025 учебный год

Составлен на основе учебного плана Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1).
Іlредметные
области

1. Язык и речевая
практика
2. Математика
3. Человек и
общество
4. Физическая культура
5. Технологии

Учебные предметы

Обязательная часть
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Информатика
Основы социальной жизни
Этика
Обществоведение
Адаптивная физическая культура
Профильный труд

Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Профильный труд
Русский язык
Математика
Максимально допустимая годовая нагрузка (при
5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия)
Логопедические занятия
Занятие дефектолога
Занятие педагога-психолога
Внеурочная деятельность.
«Россия-мои горизонты»
«Разговор о важном»
«Семьеведение»
«Безопасные дороги Кубани»

Вceгo
Количество часов в
неделю
X
XI
XII
класс класс класс
1
2
1
1
2
1
1
3
15
27
3
1
1
1
30

1
2
1
1
2
1
1
3
15
27
3
1
1
1
30

1
2
1
1
2
2
1
3
15
28
2
1
1
1
30

3
6
3
3
6
4
3
9
45
82
8
5
3
3
90

6
3
1
2
4
1
1
1
0,25

6
3
1
2
4
1
1
1
0,25

6
3
1
2
4
1
1
1
0,25

18
15
5
10
20
5
5
5
0,75

УТВЕРЖДЕНА
решением педагогического совета протокол
№ 1 от «30» августа 2024 г.
директор МБОУ СОШ № 10
_____ И.Я. Чалая
«30» августа 2024 г.

Приложение к учебному плану
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №10 имени В.С. Носенко
муниципального образования Абинский район
для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Внеурочная деятельность на 2024-2025 учебный год
Направление

Занятия.
1

Спортивнооздоровительное/ Занятия,
направленные на
удовлетворение интересов
и потребностей
обучающихся в
творческоми физическом
развитии
Коммуникативная
деятельность

2

3

4

5

Классы
6 7 8

9

10 11 12

«Безопасные 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25
дороги
Кубани»
«Кубановед
1 1 1 1
ение»

«Семьеведе
ние»
«Разговор о
важном»

Информационно
просветительские занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
Занятия, направленные на
«Россияудовлетворение
мои
профориентационных
горизонты»
интересов и
потребностей обучающихся
Итого

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3,25 3,25 3,25 3,25 3,25 3,25 3,25 3,25 3,25 3,25 3,25 3,25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».