Краснодарский край, Абинский район, посѐлок Ахтырский (территориальный, административный округ (город, район, поселок) муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 имени В.С.Носенко муниципального образования Абинский район (полное наименование образовательного учреждения) УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 31 августа 2023 года протокол № 1 Председатель педсовета ___________ И.Я.Чалая подпись руководителя ОУ Ф.И.О. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По ________индивидуальному проекту________________________________ (указать предмет, курс, модуль) Уровень образования (класс) 10-11 класс среднее общее образование (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов) Количество часов _69__ ______________________ (базовый, профильный) Учитель ___ Шумейко Ирина Владимировна_______ Программа разработана в соответствии примерной основной образовательной программы основного общего образования (институт стратегических исследований в образовании РАО); Примерной рабочей программой на уровне среднего (полного) общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) с учетом основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 10, утвержденной педагогическим советом ( протокол № 1 от 31.08.2022), рабочей программы воспитания МБОУ СОШ № 10, утвержденной педагогическим советом ( протокол № 1 от 31.08.2023),. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Личностные результаты Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Индивидуальный проект» характеризуются: 1. патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах 2. гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр ); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учѐного 3. трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических за дач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных интересов и общественных потребностей 4. Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве 5. Ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов еѐ развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности 6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека 7. Экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения 8. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределѐнности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, при обретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своѐ развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; - оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики иморали; - ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; - выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; - организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: - искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; - выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; - выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; - менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Обучающийся научится: - планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приѐмы,адекватные исследуемой проблеме; - выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; - распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путѐм научного исследования; отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; - использовать такие методы и приѐмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, - использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели теории; - использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; - ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; - отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; - видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проекты; - использовать догадку, озарение, интуицию; - использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; - использовать некоторые приѐмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство - общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность; - целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; - осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. 2. Содержание учебного предмета, курса «Индивидуальный проект» 10класс (35 часов) Модуль 1. Введение проектную культуру - 11 ч Основные подходы к определению понятия «проект»; структура и характеристика основных элементов проекта. Понятие «индивидуальный проект», проектная деятельность, проектная культура. Типология проектов: волонтерские, социальной направленности, бизнес- планы, проекты - прорывы. Проекты в современном мире проектирования. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология проектной деятельности. Модуль 2. Инициализация проекта - 24 ч Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта; определение жанра проекта. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов. Определение цели, формулирование задач. Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки курсовой и исследовательской работы. Презентация и защита замыслов проектов, курсовых и исследовательских работ. Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ, проектов, исследовательских работ. Структура проекта, курсовых и исследовательских работ. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Расчет календарного графика проектной деятельности. Эскизы и модели, макеты проектов, оформлением курсовых работ. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности, курсовых работ. Работа в сети Интернет. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов. Модуль 3. Управление завершением проектов, курсовых и исследовательских работ 16 ч Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Компьютерная обработка данных исследования, проекта и курсовых работ. Управление завершением проекта, курсовых работ. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта, курсовых работ. Консультирование по проблемам проектной деятельности, по установке и разработке поставленных перед собой учеником задач, по содержанию и выводам, по продуктам проекта, по оформлению бумажного варианта проектов. Модуль 4. Защита результатов проектной деятельности – 18 ч Публичная защита результатов проектной деятельности, курсовых работ. Рефлексия проектной деятельности. Оформление отчетной документации. Экспертиза действий и движения в проекте. Индивидуальный прогресс. Стандартизация и сертификация. Защита интересов проектантов. Основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и ее правовые основы, установленные законами РФ «О стандартизации» и «О защите прав потребителей», Государственная система стандартизации. Документы в области стандартизации. Сертификат соответствия. Патентное право в России. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы: Таблица распределения часов № Раздел, тема Количест п/п во часов Модуль 1. Введение проектную культуру 11 ч 1 Введение в курс «Индивидуальный проект». Что такое проект? 2 2 Проектная деятельность и еѐ особенности. 3 3 Типы проектов. Индивидуальный образовательный проект. 2 4 Типология проектов: исследовательские, творческие, информационные,4 игровые Модуль 2. Инициализация проекта 24 ч 5 Инициализация проекта, исследования. 1 6 Конструирование темы и проблемы проекта 1 7 Формулирование проектного замысла. 1 8 Определение жанра проекта. Определение цели, формулированиезадач. 2 9 Проведение мини – выступления, посвященного презентации и защите1 замыслов проектов 10 Структура проекта, курсовых и исследовательских работ. 11 Анкетирование. 12 Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуальных проектов. 13 Методы исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент 14 Методы исследования: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др. 15 Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. 16 Разработка стратегии реализации, определение этапности и точек контроля. 1 1 1 17 Расчет календарного графика. Создание кейса 2 1819 20 21 22 Индивидуальные и групповые консультации 1 1 3 2 2 Работа над эскизом проектов, оформлением курсовых работ 1 Библиография, справочная литература, каталоги 1 Компьютерная обработка данных исследования. Оформление таблиц, 1 рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. 23 Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта,1 курсовых работ Модуль 3. Управление завершением проектов, курсовых и 16 ч исследовательских работ 24 Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта 4 25 Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. 26 Управление завершением проекта 27 Консультирование по проблемам проектной деятельности. Модуль 4. Защита результатов проектной деятельности 28- Публичная защита результатов проектной деятельности 29 30 Рефлексия проектной деятельности. Индивидуальный прогресс компетенциях. 31 Экспертиза действий и движения в проекте. 32 Оформление отчетной документации. 33 Стандартизация и сертификация. Защита интересов проектантов. 34 Подведение итогов. Раздел программы 10 класс 1.Модуль Введение Глава. Темы Введение 4 4 4 18 ч 2 в2 2 4 6 2 Кол- Характеристика основных во видов деятельности ученика часов (на уровне учебных действий) в 11 курс 2 Основные подходы Основны е направле ния воспитат ельной деятельн ости к 1,3,7 проектную культуру «Индивидуальный проект». Что такое проект? Проектная деятельность и 3 еѐ особенности. Типы проектов. 2 Индивидуальный образовательный проект. Типология проектов: 2 исследовательские, творческие Типология проектов: 2 информационные,игровые 2.Модуль Инициализация проекта 24 проекта, 1 Инициализация исследования. Конструирование темы и проблемы проекта Формулирование проектного замысла. Определение жанра проекта. Определение цели, формулированиезадач. Проведение мини – выступления, посвященного презентации и защите замыслов проектов Структура проекта, курсовых и исследовательских работ. Анкетирование. Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуальных проектов. Методы исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент Методы исследования: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, 1 1 2 1 1 1 1 1 1 3 определению понятия «проект»; структура и характеристика основных элементов проекта. Понятие «индивидуальный проект», проектная деятельность, проектная культура. Типология проектов: волонтерские, социальной направленности, бизнес- планы, проекты - прорывы. Проекты в современном мире проектирования. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология проектной деятельности Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта; определение жанра проекта. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов. Определение цели, формулирование задач. Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки курсовой и исследовательской работы. Презентация и защита замыслов проектов, курсовых и исследовательских работ. Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ, проектов, исследовательских работ. Структура проекта, курсовых и исследовательских работ. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и 5,6,7 2,4,5 1,2,3 4,5,6 1,3,7 5,6,7 2,4,5 1,2,3 4,5,6 1,3,7 5,6,7 2,4,5 1,2,3 4,5,6 1,3,7 тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Разработка стратегии реализации, определение этапности и точек контроля. Расчет календарного графика. Создание кейса Индивидуальные и групповые консультации Работа над эскизом проектов, оформлением курсовых работ Библиография, справочная литература, каталоги Компьютерная обработка списка литературы. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ 11 класс Модуль 3 Управление завершением проектов, исследовательск ихработ синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования 2 5,6,7 (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды 2 2,4,5 переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, 2 1,2,3 реферат, аннотация, рецензия. Расчет календарного графика 1 4,5,6 проектной деятельности. Эскизы и модели, макеты проектов, оформлением 1 1,3,7 курсовых работ. Коммуникативные барьеры данных 1 исследования. Оформление таблиц, 5,6,7 рисунко при публичной защите результатов проекта, курсовых 1 2,4,5 работ. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов. 16 Основные процессы 4 исполнения, контроля и завершения проекта Мониторинг выполняемых 4 работ и методы контроля исполнения. Управление завершением 4 проекта Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Компьютерная обработка данных исследования, проекта и 5,6,7 2,4,5 1,2,3 Консультирование по 4 проблемам проектной деятельности. Модуль4. Защита 18 результатов Публичная защита 2 проектной результатов проектной деятельности деятельности Рефлексия проектной 2 деятельности. Индивидуальный прогресс вкомпетенциях. Экспертиза действий и 2 движения в проекте. Оформление отчетной 4 документации. Стандартизация и 6 сертификация. Защита интересов проектантов. Подведение итогов. 2 Итого 69 часов Согласовано Протокол заседания методического Объединения учителей естественноматематического цикла от 31.08.2023 года № 1 Руководитель МО _______________________ курсовых работ. Управление завершением проекта, курсовых работ. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта, курсовых работ. Консультирование по проблемам проектной деятельности, по установке и разработке поставленных перед собой учеником задач, по содержанию и выводам, по продуктам проекта, по оформлению бумажного варианта проектов. 5,6,7 5,6,7 2,4,5 1,2,3 4,5,6 1,3,7 5,6,7 Согласовано Заместитель директора по УВР ____________________ 31.08.2023 года