Краснодарский край, Абинский район, поселок Ахтырский муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 имени В.С.Носенко муниципального образования Абинский район УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 31.08. 2023 года протокол № 1 Председатель _______ _Чалая И.Я. подпись руководителя ОУ Ф.И.О. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Безопасные дороги Кубани»____________ (указать учебный предмет, курс) Уровень образования (класс) _начальное общее образование (начальное общее, основное общее образование Количество часов __36_ ч______ Учитель Ряднова Наталья Алексеевна 1 с указанием классов) 1-4 класс 1. Пояснительная записка Актуальность программы. В связи с возрастающим процентом дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей безопасность учащихся приобрела ранг наиболее значимых социальных проблем России. Профилактика дорожноготранспортного травматизма (ДТТ) в последнее время стала одним из основных и приоритетных направлений образования. Центральную роль в данной работе играет школа. Как показывает многолетний педагогический опыт, в процессе обучения и воспитания в условиях школы у обучающихся формируются знания о сохранении жизни и здоровья человека, укрепляются навыки ориентирования в дорожных ситуациях, предвиденья опасности и оценивания ее уровня. Данная актуальность проблемы определяет необходимость совместной системной и продуктивной деятельности региональных органов образования, образовательных организаций и управления ГИБДД ГУ МВД в области предупреждения и профилактики детского ДТТ. В связи с выше обозначенной актуальностью возникла необходимость в разработке и реализации краевой программы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обучающихся 1-11 классов общеобразовательных школ «Безопасные дороги Кубани». Основным концептуальным положением данной программы стало понимание важности вопросов профилактики ДТТ и изучения правил дорожного движения (ПДД), которые рассматриваются в аспекте личной безопасности и социальной функциональной грамотности школьника. Составляющими социальной функциональной грамотности школьника в аспекте содержания Программы выступают: - готовность успешно адаптироваться в изменяющейся ситуации, приспосабливаться к различным ситуациям, в том числе экстремальным; - способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию, проектировать способы поведения на дороге на основе ПДД и с учетом конкретных условий дорожной ситуации; - осознание важности для жизни человека элементарной правовой культуры, проявление в повседневной жизни законопослушности, применение грамотных способов взаимодействия и правил взаимоотношений с другими людьми; - наличие качеств личности, которые обеспечивают ответственность за свою деятельность и поведение, целеустремленность, дисциплинированность, элементы рефлексивных качеств. Программа построена с учетом следующих принципов. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет личностный, возрастных особенностей обучающихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и 2 дифференцированного подхода к обучающимся, изучение черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения. Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст обучающихся, тем быстрее и легче происходит у них формирование устойчивых привычек безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин. Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствий. Обучающиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дороге. Принцип возрастной безопасности. У обучающихся довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребенка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасной дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения. Важно иметь в виду и то, что у школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, легкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлеченностью чем-либо, когда они находятся на дороге. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций. - Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать, что они живут в обществе, где необходимо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения необходимо соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребенка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих. - Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Данный принцип способствует тому, что дети достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правил. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. По3 этому педагог должен организовать работу не только с обучающимися, но и с родителями. Цель программы - формирование культуры и навыков безопасного поведения на дороге; сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения. Общая цель Программы получает конкретизацию по уровню образования (НОО) с учетом целевых ориентиров рабочей программы воспитания ООП (2021 г.). Так, в воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний ПДД – знаний правил безопасного поведения на дороге в конкретном социуме, в котором они живут; в воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценности жизни и здоровья в ситуациях дорожного движения; в воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел, в частности, пропаганды культуры безопасного поведения на дороге. Задачи. Образовательные: • разъяснить требования Правил дорожного движения Российской Федерации; • повысить у обучающихся уровень знаний Правил дорожного движения Российской Федерации; • помочь обучающимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов, пассажиров и велосипедистов; • сформировать систему знаний, умений и навыков, позволяющих обучающимся безопасно передвигаться в условиях дорожного движения; • сформировать мотивационно-поведенческую культуру обучающихся как основу безопасности в условиях общения с дорогой. Развивающие: • научить обучающихся ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации; • сформировать у школьников такие умения, как: -правопослушность; -быстрота реакции; -внимательность и осторожность; -предвидение ситуации; 4 -бдительность и сосредоточенность; -наблюдательность; -слуховое и зрительное восприятие, а также боковое зрение; -логическое и гибкое мышление; -чувство опасности; -самообладание, находчивость. Воспитательные: • сформировать общественно и личностно значимые мотивы безопасного поведения на дороге; • выработать у обучающихся навыки осознанного понимания дорожных ситуаций и самостоятельного принятия адекватных решений в непрерывно меняющихся условиях движения; • воспитать грамотных, сознательных участников дорожного движения, которые не только сами не попадут в ДТП, но и помогут друзьям и знакомым стать внимательными, спокойными, тактичными и грамотными пешеходами; • сформировать у обучающихся дисциплинированность и чувство ответственности за свои действия на дороге; • выработать у обучающихся культуру безопасного поведения в транспорте и на дороге; • сформировать у школьников сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих. В решении вышеназванных задач и достижении планируемых результатов Программы системообразующее значение имеет применение в обучении ситуационного подхода. Значение ситуационного подхода в обучении безопасному поведению на дорогах состоит в развитии у обучающихся субъектного опыта принятия решений при обеспечении собственной безопасности, безопасности других людей в современных условиях дорожного движения. В процессе изучения Программы обучающимся предъявляются ситуации следующих типов: стандартная ситуация – типична для обучающегося, носит повседневный характер, систематически повторяется при схожих обстоятельствах, имеет одинаковые причины, может носить как положительный, так и отрицательный характер (например, переход дороги ); критическая ситуация – нетипична, неожиданна, нарушает первоначальные планы людей, установленные нормы, наносит материальный и моральный ущерб, вредна для здоровья, требует радикального вмешательства (например, дорожно-транспортное происшествие). В начальной школе не менее важно при реализации Программы исходить из позиционного деятельностного подхода в подаче материала (япешеход, я-пассажир, я-водитель). Деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей младшего школьного возраста в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности – проверенные факторы эффективности личностного развития обучающихся. 5 Место программы в плане развития школы. Программу внеурочной деятельности для учащихся 1–4 классов общеобразовательной школы «Безопасные дороги Кубани» следует рассматривать как составную часть программы воспитания, которая осуществляется классным руководителем. Контроль за реализацией программы возлагается на заместителя директора по воспитательной работе. Усиленная деятельность по предупреждению ДТТ проводится в начале учебного года в рамках «Месячника безопасности», а также перед уходом школьников на каникулы. Обучение осуществляется классными руководителями с привлечением учителей-предметников, сотрудников Госавтоинспекции, медицинских работников, инструкторов по вождению автотранспорта, родительской общественности. Функции классного руководителя по профилактике ДДТТ и привитию навыков безопасного поведения на дорогах: - инструктирование обучающихся класса в целях формирования алгоритма безопасного участия в дорожном движении; - проведение тематических классных часов по основам БДД, в том числе с участием сотрудников Госавтоинспекции; - индивидуальная работа с обучающимися класса, допускающими (допустившими) нарушениями ПДД, направленная на коррекцию их поведения, с использованием частных бесед, в том числе бесед с их родителями, психологических тренингов; - работа с родителями по профилактике ДДТТ, в том числе совместно с сотрудниками Госавтоинспекции (тематические классные родительские собрания, индивидуальные консультации, совместные профилактические мероприятия и т.д.); - организация интерактивных форм воспитательной работы с классом, направленной на привитие обучающимся навыков безопасного поведения на дорогах, профилактику ДДТ (коллективные творческие дела, социальные проекты и т.д.). Сроки реализации программы. Программа реализуется 1 раз в месяц в каждом классе в течение учебного года, т.е. на протяжении 4 лет. При этом следует учитывать еженедельное проведение данных мероприятий в течение сентября «Месячника безопасности», а также ежемесячных инструктажей по ПДД. Особенности тематического содержания программы. Формулировка тематики классных часов находится в единой логике с уже реализующими программами по ПДД, как например, «Безопасность дорожного движения». 1-4 классы» (под общей редакцией П.В. Ижевского), «Безопасность дорожного движения. Не исключена корректировка или дополнение тематики классных часов по данной программе с учетом места жительства (городская/сельская местность), особенностей условий (наличие различных видов транспорта, пешеходных зон, велосипедных дорожек, близость автотрассы, ж/д пути и т.д.) учебно-материальной базы. 6 Основные методы воспитательного воздействия. Внушение. Дети школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формировать по-разному. Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На обучающихся наиболее эффективно воздействует предметнословесное убеждение. Убеждение предполагает прежде всего осмысление и внутреннее понятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером. В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Обсуждаются нарушения ПДД водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия. Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание. Важно окружить школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации. Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у обучающихся заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность. Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у обучающихся является основой культуры их поведения в дорожной среде. Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности ребенка. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю. Основные формы реализации. Образовательный квест, конкурсы, тематические недели, акции, проектная деятельность, исследовательская деятельность, тренинги, дискуссии. Планируемые результаты реализации Программы. 7 Полученные знания позволят обучающимся прогнозировать опасные ситуации на дорогах, ориентироваться в них, оценивать влияние их последствий на жизнь и здоровье человека. Обучающиеся смогут оценивать свое поведение на улице и дороге с точки зрения соответствия требованиям ПДД и здорового образа жизни. Научатся разрабатывать пошаговые действия безопасного поведения (пешехода, пассажира) с учетом особенностей реальных дорожных ситуаций. Основные разработчики программы. Министерство образования науки и молодежной политики Краснодарского края; ГБОУ ИРО Краснодарского края; Управление ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю. 2. Тематический план занятий (классных часов) 2.1. Программы для обучащихся 1–4 классов общеобразовательной школы «Безопасные дороги Кубани» № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 Название темы 1-й класс Для чего нужны ПДД? Моя дорога в школу Кто такие пассажиры, пешеходы, водители Практическое занятие «Изучаем дорожную разметку» Права и обязанности пассажиров Права и обязанности пешеходов Где можно и где нельзя играть Как помочь себе и товарищу при получении травмы Практическое занятие «Переходим улицу с велосипедом, самокатом и др.» Контрольный тест по ПДД «Программа года» 2-й класс Вводное занятие. Что такое безопасность Где можно переходить проезжую часть Как перейти улицу на регулируемом перекрестке Практическое занятие «Переходим регулируемый перекресток» Как перейти улицу на нерегулируемом перекрестке Практическое занятие «Переходим нерегулируемый перекресток» Первая помощь при травмах Поездка в общественном транспорте Закрепление знаний и умений 3-й класс Что такое безопасность дорожного движения 8 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Где можно переходить проезжую часть Практическое занятие «Переходим улицу правильно» Правила поведения на железнодорожном переезде, на трамвайных путях Какие еще бывают светофоры и дорожные знаки Как помочь себе и товарищу при получении травмы Я – велосипедист Как правильно обходить стоящий транспорт Урок-тест «Правила дорожного движения» 4-й класс Кто должен знать и соблюдать ПДД Почему случаются дорожно-транспортные происшествия Почему случаются дорожно-транспортные происшествия Практическое занятие «Где и как можно переходить улицу безопасно» Практическое занятие «Выработка умений по оказанию первой помощи» Когда не работает светофор Отправляемся в путешествие на железнодорожном транспорте (поезд, трамвай, метро) Игры по правилам дорожного движения Итоговое занятие 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3. Содержание занятий (классных часов) по программе для учащихся 1–4 классов общеобразовательной школы «Безопасные дороги Кубани» 1-й класс Тема 1. Для чего нужны ПДД? Моя дорога в школу. Что такое «дорога». Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Понятие об одностороннем, двустороннем движении. Тема 2. Кто такие пассажиры, пешеходы, водители. Транспорт наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения). Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС? Тема 3. Практическое занятие «Изучаем дорожную разметку». Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация). Зачем нужны дорожные знаки и дорожная разметка? Форма и цвет знаков 9 дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков. Тема 4. Права и обязанности пассажиров. Части (элементы) дороги: разделительная полоса. Правостороннее движение. Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна. В легковом автомобиле пристѐгиваться ремнями безопасности. На переднем сиденье ребѐнок может ехать только в детском автокресле. Правила поездки в школьном автобусе. Примеры правильного поведения детей – пассажиров. Тема 5. Права и обязанности пешеходов. Знаки «пешеходный переход», «надземный переход», «подземный переход» Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной. Примеры правильного поведения детей – пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого. Тема 6. Где можно и где нельзя играть. Микрорайон школы или дома. Наиболее опасные перекрѐстки. Правила игр на улице. Места для игр и езды на самокатных средствах. Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено». Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено». Знаки дорожного движения для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны». Тема 7. Как помочь себе и товарищу при получении травмы. Травмы кожи. Оказание первой помощи. Виды повязок. Предупреждение детского травматизма (наколенники, налокотники, перчатки, шлемы и др). Тема 8. Практическое занятие «Переходим улицу с велосипедом, самокатом и др.». Где можно кататься на велосипеде, самокате, гироскутере. Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко - далеко; рядом, около; за; перед; ближе – дальше, близко - ближе, далеко - дальше и т. д.). Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Тема 9. Контрольный тест по ПДД «Программа года». Профилактическая заключительная беседа «У светофора каникул нет». 10 2-й класс Тема 1. Вводное занятие. Что такое безопасность. Взаимоотношения участников движения и знание своего района как условия безопасного передвижения. Как безопасно вести себя на улицах и дорогах. Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Правила велосипедиста. Тема 2. Где можно переходить проезжую часть. Маршрут (определение на рисунках). Дорога от дома до школы. Правила перехода проезжей части, если в зоне видимости нет пешеходного перехода или перекрѐстка. Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.). Тема 3. Как перейти улицу на регулируемом перекрестке. Перекрѐсток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Регулируемый перекрѐсток. Почему светофоры бывают разные. Светофор пешеходный и транспортный. Особенности светофоров для пешеходов и транспортных средств с дополнительными секциями и стрелками. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Тема 4. Практическое занятие «Переходим регулируемый перекресток». Регулируемые перекрѐстки в микрорайоне школы (дома). Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Тема 5. Как перейти улицу на нерегулируемом перекрестке. Как перейти улицу на нерегулируемом перекрестке. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрѐстках). Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Тема 6. Практическое занятие «Переходим нерегулируемый перекресток». Нерегулируемые перекрѐстки в микрорайоне школы (дома). Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета при разной скорости движения по отношению к другим предметам (далеко - близко; медленно - быстро, рядом, около). Тема 7. Первая помощь при травмах. Виды травм. Вызов полиции «02» и скорой помощи «03». Предупреждение детского травматизма (наколенники, налокотники, перчатки, шлемы и др.). 11 Тема 8. Поездка в общественном транспорте. Правила безопасности для пассажиров на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. Опасные ситуации, возникающие при этом. Тема 9. Закрепление знаний и умений. Отработка действий учащихся по предупредительным сигналам. 3-й класс Тема 1. Что такое безопасность дорожного движения. Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, школьный автобус, троллейбус, трамвай). Правила безопасного использования немеханических средств передвижения (самокаты и пр.), уличных электрических транспортных средств. Тема 2. Где можно переходить проезжую часть. Какие ещѐ бывают перекрестки? Разные виды перекрѐстков (четырѐхсторонний, трѐхсторонний, круговой). Особенности поведения, определяемые правилами перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода. Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, даѐт сигналы поворота или остановки). Тема 3. Практическое занятие «Переходим улицу правильно». Состояние дороги (асфальт, грунт). Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Тормозной путь транспортного средства. Особенности пространственного положения транспортного средства при разной скорости движения по отношению участникам дорожного движения (далеко близко; медленно - быстро, рядом, около). Тема 4. Правила поведения на железнодорожном переезде, на трамвайных путях. Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения: предупреждающие знаки «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Особенности светофоров на железнодорожных переездах. Тема 5. Какие еще бывают светофоры и дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением». Тема 6. Как помочь себе и товарищу при получении травмы. Виды травм при ДТП. Виды и техника наложения повязок при травмах локтевого, коленного, голеностопного и лучезапястного суставов. Предупре12 ждение детского травматизма (наколенники, налокотники, перчатки, шлемы и др.). Тема 7. Я – велосипедист. История велосипеда. Правила безопасной езды. Анализ дорожных происшествий с детьми-велосипедистами. Причины их возникновения. Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Тема 8. Как правильно обходить стоящий транспорт. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения. Правила движения в тѐмное время суток. Опасные маневры автотранспортных средств. Тема 9. Урок-тест «Правила дорожного движения». Тест «Правила дорожного движения». Профилактическая беседа «У светофора нет каникул». 4-й класс Тема 1. Кто должен знать и соблюдать ПДД. Путь в школу, в магазин. Новые маршруты. Остановочный и тормозной путь автомобиля Маршрут (моделирование). Дорога от дома до кинотеатра, парка, магазина и пр. Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги. Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях. Тема 2. Почему случаются дорожно-транспортные происшествия. Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасности. Сигналы транспортного средства в начале движения и при изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними. Анализ ситуаций «Переход регулируемого перекрѐстка». Тема 3. Почему случаются дорожно-транспортные происшествия. Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрѐстков). Нерегулируемые участки дороги. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Анализ ситуаций «Переход нерегулируемого перекрѐстка». Тема 4. Практическое занятие «Где и как можно переходить улицу безопасно». 13 Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъѐмы, спуски) Тема 5. Практическое занятие «Выработка умений по оказанию первой помощи». Виды и техника наложения повязок при травмах головы, грудной клетки. Понятие о само- и взаимопомощи. Тема 6. Когда не работает светофор. Сигналы регулировщика. Специальные сигналы водителей. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика. Тема 7. Отправляемся в путешествие на железнодорожном транспорте (поезд, трамвай, метро). Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего. Тема 8. Игры по правилам дорожного движения. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота». Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населѐнного пункта», «конец населѐнного пункта», «пешеходная зона». Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний». Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода» и др. Тема 9. Итоговое занятие. Практическое занятие на специально оборудованной площадке. Список литературы: 1. «Добрая дорога детства». Всероссийская газета для детей, педагогов, родителей. Подписной индекс 39578. 2. «Дорожная безопасность»: обучение и воспитание младшего школьника». Москва. Издательство «Третий Рим», 2005. 3. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Роспедагенство, 1994. 4. Воспитание личности в коллективе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 14 5. Воспитательная работа в школе: Пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений. Под ред. Кузнецовой. М.: Школьная пресса, 2002. 6. Ижевский П.В. Учебно-методический комплект «Безопасность дорожного движения» 1-4 классы, - М.: Просвещение,2008. 7. Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. – М.: Транспорт, 1990. 8. Логинова Л. 365 уроков безопасности. – М.: Айрис-Пресс, 2000. 9. Ляпина Е.Ю. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательной организации. Нормативно-правовые и информационно-образовательное обеспечение. - Волгоград: издательство «Учитель», 2015. 10. Материалы по проведению бесед со школьниками по безопасности дорожного движения. Пермь, 1983. 11. Методические рекомендации по проведению «минуток» по безопасности дорожного движения. Томск, 1986. 12. Мурченко Н.А. Безопасность на улицах и дорогах: специальное издание для взаимодействия взрослых и детей, педагогов и родителей. - Волгоград: издательство «Учитель», 2017. 13. Спасайкин. Детский журнал. Краснодар ИП Решульская Л.И. 14. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: профилактика дорожнотранспортного травматизма. – М.: ТЦСфера, 2008. 15. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования детей «Моя волшебная улица». Под.ред. Севрука Г.А. Москва. Издательство «Профтехнологии», 2004. 16. Фролова Т.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. 1-6 классы. Программа «В жизнь по безопасной дороге». – Волгоград: издательство «Учитель», 2017. 17. Шипунова В.А. Беседы с ребенком. Безопасность на дороге. Сложные ситуации. М.: Издательство Карапуз, 2015. 18. Юсин А.А. Я купил велосипед. – М.:Молодая гвардия, 1984. 19. Яковлев Ю. Ваши права, дети. М.: Международные отношения, 1992. 7. Дидактическое обеспечение программы 1. Плакат «Безопасность на дороге», Производитель: Сима-ленд, 2017 2. Комплект плакатов «Безопасность в образовательной организации»: 4 плаката, Издательство» Учитель, 2017. 3. Электронное учебно-методическое пособие «Город дорог», https://pdd.fcp-pbdd.ru/. 4. Электронное учебное пособие «Дорога без опасности», https:/bddeor.edu.ru. 15