МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Краснодарский край МО Абинский район СОШ №10 УТВЕРЖДЕНО решением педсовета Протокол № 1 от «30» августа 2024 г. Директор ________________________ Чалая И.Я. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Черчение» для обучающихся 9 классов учитель Волкова Наталья Григорьевна пгт.Ахтырский 2024 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В результате изучения основ черчения учащийся должен знать: - правила построения чертежей по способу проецирования, требования ЕСКД по их оформлению; - условия выбора видов, сечений и разрезов на чертежах; - порядок чтения чертежей в прямоугольных проекциях; - возможности применения компьютерных технологий для получения графической документации. Учащийся должен уметь: - выбирать рациональные графические средства отображения информации о предметах; - выполнять чертежи (как вручную, так и с помощью 2D графики) и эскизы, состоящие из нескольких проекций, технические рисунки и др. изображения изделий; - производить анализ геометрической формы предмета по чертежу; - получать необходимые сведения об изделии по его изображению (читать чертеж); - использовать приобретенные знания и умения в качестве средств графического языка в школьной практике и повседневной жизни, при продолжении образования и пр. Личностные результаты: Популяризация научных знаний среди детей: - Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. - Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники, учитывающего многообразие современного мира. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение: - Готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений. Метапредметные результаты: 1). Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: - выделять общий признак двух и нескольких предметов и объяснять их сходство; - объединять предметы в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты; - строить рассуждение на основе сравнения предметов, выделяя при этом общие признаки; - излагать полученную информацию, интерпретировать ее в контексте решаемой задачи. 2). Умение создавать, применять и преобразовывать модели для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: - создавать абстрактный или реальный образ предмета; - строить модель на основе условий задачи; - создавать информационные модели с выделением существенных характеристик объекта; - переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического представления в текстовое и наоборот. 3). Предмет «Черчение» тесно связан с геометрией, информатикой, географией, технологией, изобразительным искусством. Черчение и геометрия, особенно начертательная, имеют общий объект изучения – плоские и пространственные объекты. Только эти предметы развивают пространственное воображение. Современные компьютерные методы выполнения чертежей и 3D – моделей соединяют черчение с информатикой. География применяет метод проецирования «Проекции с числовыми отметками», использует систему координат (долгота, широта) на поверхности, применяет понятие «уклон» - все эти понятия разрабатываются в черчении и начертательной геометрии. Многие разделы дисциплины «Технология» используют чертежи. Изобразительное искусство и черчение имеют общий раздел – «Технический рисунок». 4). Развитие мотивации к овладению культурой активного использования поисковых систем. Обучающий сможет: - осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами; - соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. 5). Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (ИКТ). Обучающийся сможет: - целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; - использовать компьютерные технологии для решения учебных задач; - создавать информационные ресурсы разного типа. 6). Приобретение опыта проектной деятельности. Регулятивные УУД - умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные УУД - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - смысловое чтение; - формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; - развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Коммуникативные УУД - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (ИКТ). Предметные результаты: Выпускник научится: - выбирать рациональные графические средства отображения информации о предметах; - выполнять чертежи (как вручную, так и с помощью 2D – графики) и эскизы, состоящие из нескольких проекций, технические рисунки, другие изображения изделий; - производить анализ геометрической формы предмета по чертежу; - получать необходимые сведения об изделии по его изображению (читать чертежи); - использовать приобретенные знания и умения в качестве средств графического языка в школьной практике и повседневной жизни, при продолжении образования и пр. Выпускник получит возможность научиться: - методам построения чертежей по способу проецирования, с учетом требований ЕСКД по их оформлению; - условиям выбора видов, сечений и разрезов на чертежах; - порядку чтения чертежей в прямоугольных проекциях; - возможности применения компьютерных технологий для получения графической документации. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 9 класс Раздел 1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления. Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приѐмы работы инструментами. Организация рабочего места. Понятие о стандартах. Линии чертежа: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы Формат, рамка, основная надпись. Сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположение размерных чисел). Понятие о симметрии. Виды симметрии. Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах. Раздел 2. Чертежи в системе прямоугольных проекций. Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах. Раздел 3. Аксонометрические проекции. Технический рисунок. Получение аксонометрических проекций. Построение аксонометрических проекций. Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построе- ния. Раздел 4. Чтение и выполнение чертежей. Анализ геометрической формы предметов. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. Чертежи группы геометрических тел. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Порядок построения изображений на чертежах. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предмета. Анализ графического состава изображений. Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений. Чертежи развѐрток поверхностей геометрических тел. Порядок чтения чертежей деталей. Раздел 5. Эскизы. Выполнение эскизов деталей. Повторение сведений о способах проецирования. Перечень упражнений и практических работ: 1. Вычерчивание линий чертежа. 2. Анализ правильности оформления чертежа. 3. Деление окружности, углов, отрезков на равные части. 4. Выполнение сопряжений (углов, двух окружностей,двух параллельных прямых, окружности и прямой). 5. Построение овала. 6. Выполнение чертежей плоских деталей с применением геометрических построений. 7. Вычерчивание аксонометрических проекций несложных деталей. 8. Определение и построение недостающих проекций точек по заданным проекциям. 9. Построение третьей проекции по двум заданным с нанесением размеров. 10. Выполнение эскиза и технического рисунка. 11. Анализ геометрической формы предмета. 12. Чтение чертежа детали. Обязательный минимум графических работ: 1. Линии чертежа. 2. Чертеж «плоской» детали. 3. Чертеж детали (с использованием геометрических построений). 4. Построение трѐх видов детали по еѐ наглядному изображению. 5. Построение аксонометрической проекции детали по еѐ ортогональному чертежу и нахождение проекций точек. 6. Построение третьего вида по двум данным. 7. Чертеж предмета в трех видах (с преобразованием формы предмета). 8. Эскиз и технический рисунок детали. 9. Чертеж предмета по аксонометрической проекции или с натуры (контрольная работа). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Раздел/Тема Колво часов Графические изображения. Форматы. Линии чертежа. Графическая работа № 1 «Линии чертежа». Шрифты чертежные. Нанесение размеров. Графическая работа № 2 «Чертеж плоской детали». Проецирование центральное, параллельное, прямоугольное на одну плоскость проекций. Проецирование на две и три плоскости проекций. Выполнение упражнений. Виды на чертеже. Графическая работа № 3 «Построение третьего вида по двум данным». Аксонометрические проекции. Построение аксонометрических проекций. Графическая работа № 4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов. Построить аксонометрическую проекцию». Построение аксонометрических проекций предметов, имеющих круглые поверхности. Графическая работа № 5 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов. По наглядному изображению детали выполнить чертеж». Технический рисунок. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 КЛАСС Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Учащиеся должны знать: Историю возникновения чертежа. История развития чертежа и его роль в жизни людей. Содержание данных в современном чертеже. Основной материал и инструменты. Ознакомление с примерами изображений, чертѐжными инструментами и принадлежностями. Правила начертания рамки и композицию листа. Учащиеся должны уметь: подготовить лист для построения чертежа. Знать: формат, линии, масштаб, основная надпись. ГОСТ, ЕСКД, приѐмы работы чертѐжными инструментами; Типы шрифта, размеры шрифта, буквы, цифры и знаки на чертежах Основные особенности выполнения чертѐжного шрифта. Основные сведения о нанесении размеров. Выносные и размерные линии, стрелки, знаки диаметра, радиуса. Уметь выполнить чертѐж плоской детали с изменением масштаба, нанести размеры. Учащиеся должны знать: способы проецирования предметов, правила оформления чертежа, правила построения видов чертежа. Способы построения прямоугольной изометрической проекции и косоугольной диметрической Основные направления воспитательной деятельности Популяризация научных знаний среди детей Популяризация научных знаний среди детей Выполнение технических рисунков деталей. Проекции геометрических тел. Изображение элементов предмета. Нахождение вершин, ребер, граней предмета по чертежу. Построение проекций точек на поверхности предмета. Порядок построения изображений на чертежах. Построение третьего вида детали. Построение третьего вида по двум данным. Нанесение размеров с учетом формы предмета. Нанесение размеров, упражнения. Геометрические построения, сопряжения. Графическая работа № 6 «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе сопряжений). Развертки. Чтение чертежей. Эскизы. Выполнение эскизов деталей по наглядному изображению. Графическая работа № 7 «Эскиз и технический рисунок детали». Контрольная работа. Выполнение чертежа предмета по аксонометрической проекции. Всего: 1 1 1 1 1 1 1 1 проекции. Учащиеся должны уметь: По аксонометрической проекции предмета построить комплексный чертеж. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Выбрать необходимое количество видов. Правильно оформить чертеж. Строить аксонометрические проекции основных геометрических фигур. Популяризация научных знаний среди детей 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Популяризация научных знаний среди детей